Смешение культур под чайную церемонию

Творческое содружество музыкантов, поэтов и художников вылилось в эстетическую акцию «Пейзажи, нарисованные чаем», состоявшуюся на сцене Иркутской филармонии 14 июня. Иркутский мультиинструменталист и композитор Евгений Маслобоев, исповедующий «новую концепцию этноджаза», собрал вокруг себя талантливых людей и организовал на сцене настоящий перформанс.

Культурная акция «Пейзажи, нарисованные чаем» объединила множество творческих людей Иркутска. Фото Антона Климова

Не зря цитируя в своем названии книгу культового сербского писателя Милорада Павича, «Пейзажи, нарисованные чаем» в филармонии тоже имели сложную структуру. Это действительно нельзя было назвать концертом в привычном понимании этого слова, что добавляет очков в пользу филармонии, до сих воспринимавшейся как одна из самых академичных площадок города. Зато теперь это учреждение может похвастаться тем, что на ее сцене во время выступления музыкантов заваривали и пили чай, играли на умывальниках и читали стихи под варган, цимбалы и дудук. В одном проекте объединились самые разные творческие люди.

Впрочем, музыкальную основу действа все же составило творчество Евгения Маслобоева и его дочери Анастасии, которых в Европе знают лучше, чем в родном Иркутске. Основывая свою музыку на русском фолке (малоизвестные народные песни великолепно поет Анастасия Маслобоева, подыгрывая себе на цимбалах), Евгений упаковывает ее в авангардный фри-джаз, добиваясь таких звуковых сочетаний, до которых ранее не додумывался никто. Сам он считает, что если на репетиции или концерте не родилось что-то принципиально новое в музыке, то все прошло зря. Именно поэтому эту музыку лучше всего слушать вживую, а не на дисках, пускай и записанных в Лондоне на легендарном среди независимых музыкантов всего мира лейбле Leo Records. Маслобоев добивается и от себя и от своих музыкантов некого музыкального первородства, а потому никогда не повторяется.

Хотя, стоит отметить, что соединение искусств от Евгения Маслобоева происходит в Иркутске уже не в первый раз. В начале этого года подобная акция уже проходила в Доме кино и носила название «Божественное безумие». Впрочем, тогда ее цель была немного другой — показать иркутянам малоизвестные документальные фильмы о подпольных авангардистах советского периода, а заодно продемонстрировать, что подобное творчество не только не умерло, но и прекрасно чувствует себя в провинции. «Основной идеей тогда было создать прецедент, благодаря которому бы могла начать создаваться культурная среда, а в ней появлялись люди, которым бы хотелось чего-то странного, — говорил тогда Евгений Маслобоев. — В первую очередь в плане искусства, но по большому счету и в жизни». Тогда публика с благодарностью встретила новый для себя коллектив и стала ждать продолжения необычных творческих акций. Как говорится, не прошло и полгода, как проект разросся, обрел более четкую концептуальную структуру и повторился вновь.

Так, вместе с Евгением и Анастасией Маслобоевыми выступили музыканты Борис Толстобоков (рояль), Алаверды Рагимов (дудук), Владимир Марков (норвежские флейты, варган), Ярослав Курило (ударные), Николай Легейдо (синтезаторы) и Анастасия Наумова (электроника), а также иркутские поэты Артем Морс, Светлана Михеева, Екатерина Боярских и Александр Журавский, которые прочли свои стихи под необычные музыкальные импровизации. Получилось, что музыканты и поэты усиливали творчество друг друга, рождая новые произведения на стыке искусств. Кроме этого, для того чтобы оправдать название, на мероприятие были приглашены мастера чайных церемоний, которые в реальном времени попытались зарисовать чаем услышанную музыку. Картинки проецировались на экран, так что зрители могли наблюдать за процессом и, кстати, время от времени угощались этим напитком прямо во время концерта.

После выступления, длившегося около двух с половиной часов с антрактом, Евгений Маслобоев признался, что музыка для него — это бесконечное объяснение в любви, прежде всего слушателям, но и в целом всему миру. На редкость чуткая и интеллигентная публика, собравшаяся в этот вечер в филармонии, ответила благодарными аплодисментами. А художественный руководитель иркутской филармонии Марина Токарская, вдохновленная необычным проектом, отметила, что нужно обязательно продолжать подобные начинания и сцена концертного зала для подобных мероприятий всегда открыта.

Антон Кокин