Смешение красок

Творческое содружество иркутских и монгольских художников началось не один десяток лет назад, но по-настоящему интенсивным и плодотворным становится только в последние годы. Немало этому способствуют связи учебных заведений двух стран: Иркутского художественного училища им. И.Л. Копылова и Художественного института Улан-Баторского университета культуры и искусства, но свою лепту вносят и частные иркутские галереи, стараясь знакомить как местную публику с зарубежными художниками, так и продвигать авторов Прибайкалья за границей.

Для монгольских художников пленэры на Байкале уже стали приятной традицией.

Экзотическая красота Монголии и Сибири, древнейшие памятники культуры и истории, неповторимая природа и люди ее населяющие — все это издавна привлекало художников. Первое осмысление Центральной Азии русскими живописцами можно проследить в творчестве как Николая Рериха (1874-1947), так и прибайкальского живописца Константина Померанцева (1884-1945). Однако истинное движение навстречу друг другу началось в 70-х годах прошлого века, когда в Монголии состоялась выставка сразу нескольких прославленных иркутских мастеров. Под руководством народного художника России Виталия Рогаля была сформирована группа, куда вошли ныне почетный гражданин Иркутской области, действительный член Академии художеств России, народный художник Анатолий Алексеев; почетный гражданин Иркутска, народный художник России Виталий Смагин; член-корреспондент Академии художеств России, народный художник РФ Борис Бычков и заслуженный художник России Анатолий Костовский. Особый колорит сибирской школы реалистической живописи тогда сильно впечатлил монгольского зрителя, который до этого просто не знал творчество своих соседей. Началось движение «творческих бригад» и обменных выставок, впрочем, довольно быстро прекратившееся.

Возрождением иркутско-монгольской дружбы можно считать 2004 год, когда Иркутское художественное училище (альма-матер большинства художников Приангарья) было приглашено с выставкой на ярмарку «Дни Иркутска в Монголии». Работы сибирских авторов были с большим интересом восприняты администрацией, художниками-педагогами и студентами Института изящных искусств Улан-Батора. Результатом этого знакомства уже на следующий год стало заключение договора о творческом сотрудничестве между двумя учебными заведениями. В цели этого договора по сей день входит «содействие в расширении и углублении дружбы, международного взаимопонимания, развитии творческой активности студентов и преподавателей на основе повышения знаний в области традиционной национальной культуры и искусства, расширение информационного поля и повышение профессионального мастерства».

«Самые важные мероприятия нашего сотрудничества — это в первую очередь совместные пленэры, на которых собираются художники Монголии и Иркутска. Мы уже объездили с гостями пол-Байкала: были на Ольхоне, в Ангасолке, работали в порту Байкал, в Листвянке, — рассказывает заместитель директора по творческо-просветительской работе Иркутского художественного училища, искусствовед Ирина Федчина. — После проведения пленэров мы обязательно делаем совместные выставки в Иркутске и в Улан-Баторе». Таким образом, авторы разных стран не только узнают друг друга и завязывают дружбу, но и обмениваются опытом — ведь зачастую на пленэрах работают бок о бок в течение нескольких дней. «Совместные пленэры невероятно важны для всех: именно здесь происходит творческий обмен опытом, какими-то авторскими приемами, возникают новые идеи», — добавляет Ирина Федчина.

По словам руководителя галереи DiaS Дианы Салацкой у Монголии и Иркутской области есть взаимный интерес: «Монголы, даже получив европейское образование, сохраняют в своем творчестве национальный колорит, вписывая его в современную жизнь. Так что общение с монголами для наших художников оказалось очень благотворным».

Например, в этом году был проведен большой пленэр в порту Байкал, в котором впервые участвовали 10 монгольских студентов. «В основном к нам приезжает профессура, но в этот раз мы решили омолодить состав делегаций, — рассказывает Ирина Федчина. — Студенты приехали со своим преподавателем, который по итогам поставил им оценки за работы и выбрал лучшего студента. С нашей стороны тоже принимали участие студенты, причем за 10 дней, что длился пленэр, иркутян в порту Байкал побывало целых три группы». В течение осени лучшие работы как иркутских, так и монгольских студентов будут собраны на выставке в Улан-Баторе, после завершения которой экспозиция приедет в Иркутск. Это уже отработанная схема сотрудничества, сформированная за годы сотрудничества.

В прошлом году к этой схеме присоединилась и иркутская галерея DiaS, которая вывезла ряд местных авторов на международный пленэр в Монголию. По его итогам художники Сибири Степан Шоболов, Дмитрий Лысяков, Владимир Никишин, Ирина Соловьева, Сергей Ануфриев, Андрей Машанов вместе с коллегами из Иркутского художественного училища провели выставку живописи в Союзе художников Монголии, посвященную его 70-летию, а позже экспозиция была перевезена в Иркутск, где демонстрировалась в Краеведческом музее.

«Безусловно, у Монголии и Иркутской области есть взаимный интерес. Монголы, даже получив европейское образование, сохраняют в своем творчестве национальный колорит, вписывая его в современную жизнь, — рассказывает руководитель галереи DiaS Диана Салацкая. — Так что общение с монголами для наших художников оказалось очень благотворным».

Еще одной важной составляющей иркутско-монгольского сотрудничества является проведение обменных мастер-классов. «Монголы обожают нашего преподавателя, художника Владимира Бешнова — когда он приезжает, собирается весь институт. Он уже рассказывал им о шрифтах и других немаловажных темах, которым в монгольском институте почему-то не уделяется должного внимания. Также от нас ездила художница Оксана Рыбчинская, которая проводила мастер-класс по батику, — рассказывает Ирина Федчина. — С другой стороны, монгольский художник Аринболд приезжал к нам в училище, чтобы научить наших ребят обработке кожи — под его руководством студенты делали тисненые кошельки и прочее. Другой монгольский художник — Гомбо-Ичин Лхагвасурен — проводил у нас мастер-класс по натюрморту. Причем очень интересно, что у монголов процесс обучения устроен совсем по-другому. Они предоставляют своим студентам гораздо большую свободу, чем у нас. Если у нас на занятии по натюрморту все рисуют строго то, что поставил им преподаватель, то там студенты сами выбирают, что хотят нарисовать из огромного количества предметов».

Также к отличительным чертам монгольских художников Ирина Федчина относит и несколько более широкий взгляд на творчество, сформированный разносторонним образованием. «С одной стороны, во многом монгольские художники очень похожи на нас, они очень хорошо знают русскую живописную школу, однако, в отличие от наших авторов, как правило, еще приобретают европейское образование, — рассказывает она. — У них есть множество различных обменных программ с европейскими университетами, которыми выпускники активно пользуются».

«В монгольских авторах меня поражает мощь, свобода, размах и смелость, с которой они творят, — рассказывает руководитель галереи LeArt Лина Ермонтович. — Яркие краски, свободные сюжеты, раскрепощенность, уникальная авторская техника, у каждого из них есть свой собственный стиль. Почти каждый монгольский художник универсален, то есть одинаково легко работает и в графике, и в живописи, и в скульптуре, и в акварели. При этом они уверенно чувствуют себя как в реалистической манере, так и в концептуальном искусстве».

Частные галереи Иркутска уже несколько лет весьма пристально изучают творческий потенциал монгольских авторов, устраивая их выставки в Иркутске, и в то же время все чаще вывозят иркутских художников в Монголию — как с экспозициями, так и на пленэры.

Первый опыт у галереи LeArt состоялся в 2010 году, когда в Великом монгольском хурале состоялась выставка «Встреча друзей», на которой были представлены 76 скульптур бурятских художников. «Я сама не ожидала, что экспозиция вызовет такой большой интерес у монголов», — вспоминает Лина Ермонтович, замечая, что половина работ тогда была продана, несмотря на то что в Монголии есть множество своих талантливых скульпторов и довольно сильные традиции бронзового литья.

Сотрудничество продолжилось выставкой монгольских художников, которые представили свои работы в экспозиции «Краски Монголии», которая открылась осенью 2011 года в рамках празднования юбилея Иркутска в художественном музее им. В.П. Сукачева и галерее LeArt. Благодаря этому проекту стало сразу понятно, насколько многообразно и невероятно талантливо современное искусство Монголии. Десять авторов абсолютно не похожих один на другого вызвали неподдельный интерес как профессионального сообщества, так и обычных зрителей.

Проект было решено продолжать, и 3 октября в Иркутском художественном музее вновь появятся «Краски Монголии». Пять авторов — Адьябазар Чадраабал, Дармаа Батмунх, Очирбат Энхтайван, Аюрзана Очирболд и знаменитый монгольский каллиграф Баттумур представят свое творчество в отделе сибирского искусства. «Эти имена известны не только в Монголии, но и во всем мире, — рассказывает Лина Ермонтович. — Например, Адьябазар Чадраабал — бывший директор Национальной монгольской галереи современного искусства в Улан-Баторе — является самым знаменитым монгольским художником, его работы выставляются во всем мире. В 2011 году одна из его картин была продана на Лондонском аукционе за полтора миллиона фунтов стерлингов».

Или другой автор — художник-монументалист и каллиграф Баттумур, окончивший знаменитое Строгановское училище в Москве, который является одним из лучших каллиграфов планеты, по мнению японской Ассоциации каллиграфов мира. «Все приглашенные участники выставки представляют собой новое поколение в монгольском изобразительном искусстве, — отмечает руководитель галереи LeArt. — Их работы отличают свежесть взгляда и экспрессивность, и в то же время зрелость, в них гармонично соединены уважение к древним культурным традициям и ничем не сдерживаемое новое свежее видение».