Смертная тоска загробной жизни

В Иркутске продолжаются первые за 30 лет гастроли Сахалинского международного театрального центра им. А.П.Чехова. Труппа привезла наиболее важные для своей сцены постановки, чтобы представить их на суд иркутской публики. Одна из них — «Прекрасное далеко» по пьесе молодого драматурга Данилы Привалова — была сыграна даже дважды за один день. Спектакль, предлагающий поразмышлять о ценности жизни, поставил Павел Зобнин.

Камерная атмосфера этого спектакля создана прямо на большой сцене, куда посажены и зрители, как бы окружающие действие с трех сторон. Четвертой стеной для артистов служат зеркала, в которых отражаются не только они, но и публика. Таким образом, ни тем ни другим никуда не спрятаться от происходящего на сцене. Более того, видя и свое отражение в зеркалах, зрители оказываются соучастниками этой непонятной, мрачной и до определенного момента безвыходной жизни в раю.

О таком рае вы не прочтете ни в одной религиозной книге. Здесь живут ангелы, которые не испытывают боли, не ощущают течения времени, не могут вернуться на землю или умереть. Они сами выбрали себе это место, очень похожее на российскую глубинку, потому что «хорошо здесь, тихо здесь», да и одеты все по-деревенски: шапки-ушанки, телогрейки, валенки. Они называют свою прежнюю земную жизнь «свободой», по аналогии с теми, кто сидит в тюрьме. И для них загробная жизнь — сродни бессрочному заточению.

Попавшие сюда в разное время, все они, разные по возрасту, интересам и интеллектуальному развитию, совсем как в жизни, по какой-то причине прижились друг к другу и вполне мирно сосуществуют, пытаясь хоть как-то скрасить свою жизнь в раю. Все они, напомним, ангелы, у которых есть крылья и которые даже умеют летать.

Именно чувства, и самое главное из них — любовь, делают человека человеком и способны вывести из любой безвыходной ситуации. Даже вернуть на землю из рая.

Однако в ангельскую природу героев зрителям приходится верить на слово. Никаких крыльев, конечно, за спинами артистов нет, и оттого они еще больше похожи на обычных людей. Вроде бы мертвых, но в то же время очень живых, мучающихся вопросами о себе и жизни, испытывающих вполне понятные эмоции и даже страдающих. Основное чувство, которое так или иначе испытывают все без исключения герои, это тоска по той жизни, которой они жили на земле. «Очень трудно жить в никуда», — признается всему зрительному залу Саныч (артист Виктор Черноскутов), который и в бога-то не верит, но постоянно пытается вести с ним беседы.

В целом спокойное бытие этой странной компании нарушается появлением нового героя. Вася (Александр Агеев) только пытается освоиться в новой для себя действительности, и через него зритель узнает новые подробности этой безрадостной жизни, про которую только и можно сказать, что «хорошо здесь, тихо здесь». Пытаясь сломать невидимые стены этого пространства, он и не понимает, что выход придет к нему сам.

Оба показа, состоявшиеся 8 сентября, проходили по нарастающей. Поначалу артисты как будто играли скованно, разыгрываясь только к середине спектакля, чтобы потом вместе со своими героями сильно преобразиться и дать волю настоящим чувствам. И в этих по-настоящему живых чувствах, как оказалось, и крылся ответ на так мучавший и героев и зрителей вопрос — чем может разрешиться эта зашедшая в тупик история. Именно чувства, и самое главное из них — любовь, делают человека человеком и способны вывести из любой безвыходной ситуации. Даже вернуть на землю из рая.

Антон Кокин