Смертельная игра в кегли

Кто в ответе за погибающих на дорогах и искалеченных пешеходов?
Вопрос, очевидно, риторический. «Поправить голову» чрезмерно самонадеянным шумахерам и смело выступающим перед ними неосмотрительным пешеходам вряд ли получится. Однако более разумный подход к проектированию и обустройству дорог и переходов, наверное, мог бы снизить печальную статистику.

Мы ехали по Лермонтова, как вдруг услышали жуткий визг. Из-за нашей машины на скорости под 100 вылетает «Тойота». Дальше все похоже на сцену из боевика. Авто заносит, разворачивает и впечатывает в ограждение тротуара. К месту аварии стягиваются прохожие. Покореженная машина, разбросанные запчасти, рядом на земле — девушка, раненная отлетевшим фрагментом авто. Студентка просто стояла на остановке. В результате ДТП она получила черепно-мозговую травму. 18-летний лихач отделался легким испугом.

Это только одна из последних иллюстраций к фильму ужасов про российские дороги. Количество смертей на трассах России в год можно сравнить с падением около девяноста полностью заполненных «боингов». Ежегодно порядка 15 000 погибших, плюс минус. Чаще плюс. То есть из года в год с лица земли исчезает население целого города, похожего на наши Свирск или Байкальск.

Треть всех ДТП — наезды на пешеходов. 80% из них происходят вне переходов, по причине вождения в нетрезвом виде и выезда на встречную полосу. Около тысячи человек в прошлом году погибли только на пешеходных переходах. А сколько стали инвалидами? Что реально можно предпринять, чтобы наездов стало меньше?

Автолюбители и автофобы

Мир разделился на автофобов и автолюбителей. Кто прав, а кто виноват в этом противостоянии? Какие автомобилисты чаще всего представляют опасность за рулем? Эти вопросы мы задали инструктору одной иркутской автошколы.

— Чаще всего это молодые люди с агрессивной манерой вождения, плюющие на дорожные правила, — говорит Юрий Левушкин. — Езду на положенной скорости они называют «тошнить», а пешеходов — пешеброды или «кегли». По их логике, не имеющие личного транспорта горожане только и делают, что бросаются под колеса автомобилей и ломают жизнь честным парням. Эти «хорошие» ребята носятся по городу со скоростью 90 км/ч, залипают в телефоне, рулят коленками и редко смотрят на дорогу. Такие водители, не имеющие элементарной культуры и воспитания, которым плевать на все правила, наиболее опасны. Это про них сатирик сказал: любого автомобиля хватит до конца жизни, если ездить достаточно лихо.

По мнению Юрия Левушкина, пешеходов часто сбивают на зебрах, средь бела дня, в условиях отличной видимости. При этом многие водители обвиняют пострадавшего в невнимательности: «Идет в своих наушниках, капюшон натянул, не смотрит по сторонам». Пешеход, выйдя на проезжую часть, должен посмотреть по сторонам. Но на переходе у него приоритет. Это не пешеход управляет махиной весом в полторы тонны. Если бы на зебре стоял КАМАЗ, лихач вряд ли не уступит ему дорогу. Автомобилисты настолько привыкли быть главными, что нередко мчатся на красный, не притормаживают у зебры, не уважают права пешеходов.

С другой стороны, по словам инструктора, пешеходы тоже бывают неправы. Он часто видит, как на светофоре люди, в том числе и пенсионеры, и мамы с детьми бегут и на мигающий зеленый, а то и на красный. Поэтому для уменьшения аварийности в первую очередь надо повышать культуру — водителей и пешеходов.

Злая бабка с флажком

Правительство РФ и ГИБДД для уменьшения аварийности предлагают ввести ограничение скорости в жилых районах и местах интенсивного движения пешеходов, установку перед переходом искусственных дорожных неровностей, организацию подземных переходов, обеспечение нормального освещения дорог и переходов, переоборудование наземных переходов из нерегулируемых в регулируемые.

Автомобилисты, узнав о предлагаемых мерах, начали в социальных сетях бурное обсуждение. «Предлагаю делать переходы по типу железнодорожных переездов со шлагбаумами для машин и злобной бабкой с флажком в будке. Подходит пешеход, и дорогу перекрывают, как на ж/д переезде». «Пора убрать пешебродов с дорог и повысить максимальную скорость в городе до 120-150 км. Голодранцы пусть ждут набитого автобуса по часу-два на морозе, им спешить некуда!»

«Пешеходы погибают на переходах? Давайте их под землю всех загоним! Проблему со смертностью на дорогах это не решит, поэтому ради приличия поставим знаки ограничения скорости и установим парочку лежачих полицейских».

«Никто, по сути, не хочет разбираться, почему люди гибнут на переходах, почему перебегают на красный. Может, самих переходов не хватает? Или светофоры настроены так, что для перехода обычной дороги нужно потратить много времени? Или переходы опасные — нет островков безопасности, а из-за заборов и припаркованных машин не видно приближающихся пешеходов?»

«Там, где должна быть зебра со светофором, людям предлагают либо подземный переход, куда неудобно и тяжело спускаться, либо крюк в полкилометра. У нас на Лермонтова из-за этого сбивают людей. Есть подземный переход, но, чтобы сэкономить время, все сигают через проезжую часть. Два года назад пенсионерка возвращалась из аптеки домой, побежала в темноте через дорогу — и ее сбили насмерть».

Нехорошие места

Сотрудники областного ГИБДД менее эмоциональны, они апеллируют к цифрам и фактам. По данным пресс-службы ГУ МВД по Иркутской области, аварии, приводящие к гибели и травмам пешеходов, происходят в основном из-за нарушения правил дорожного движения. ПДД может нарушить пешеход, пересекая проезжую часть в неустановленном месте, или водитель, не предоставив преимущество человеку на переходе. С начала года в областном центре произошел 171 наезд на пешехода на переходе, в которых шесть человек погибли и 173 получили травмы.

Кто чаще всего нарушает ППД? Можно ли составить условный портрет опасного водителя? Представители автоинспекции констатируют: нарушают правила и водители с большим стажем, и новички, и пожилые, и молодые. Как ни странно, в аварии чаще всего попадают автовладельцы в возрасте от 30 до 40 лет со стажем за рулем 15 лет. Возможно, это происходит потому, что они слишком уверены в себе и не всегда ведут себя осторожно.

Наиболее безответственны те, кто не имеет необходимых документов, ведь им проще остаться безнаказанными. Условно к «группе риска» можно отнести молодых автомобилистов без прав, документов на авто и на недорогой машине. Нередко именно такие лихачи подрезают других, перестраиваются с полосы на полосу, превышают положенную скорость. Видеокамеры фиксируют нарушения водителей, в том числе превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу. За подобные правонарушения предусмотрены штрафы и лишение в/у на определенный срок.

Некоторые автолюбители считают, что есть марки машин, которые представляют особую опасность на дорогах. По мнению сотрудников ГИБДД, это субъективное мнение. Аварии происходят, скорее, по вине водителей, а не из-за марки машины. Добавим, что, по статистике, чаще всего в ДТП попадают тойоты, но это потому, что их больше всего в Приангарье.

Существуют ли в регионе и в областном центре «нехорошие» места, где наиболее часто случаются аварии? Специалисты выделяют ряд опасных участков, на которых происходит много ДТП. Тогда в адрес ответственной за этот участок дороги организации ГИБДД выдает предписания об устранении причин, которые способствуют аварийности. Сроки устранения недостатков улично-дорожной сети зависят от объема работ и стоимости. Есть места, где ситуацию можно улучшить установкой ограждения или искусственной неровности. Где-то требуются более серьезные изменения. В случае неисполнения требований инспекции организация привлекается к административной ответственности.

Недавно известная иркутская журналистка погибла в Хабаровске под колесами автобуса. Ее сбили на пешеходном переходе. За рулем был мигрант. Случайность ли это? Влияет ли гражданство или национальность водителя на его манеру вождения? Если человек не имеет водительского удостоверения РФ, пояснили в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области, управлять транспортным средством на дорогах нашего города он не имеет права. Это запрещено законодательством, и сотрудники ГИБДД ежедневно выявляют и отстраняют таких «нелегалов» от управления маршрутками, автобусами. Но не гражданство и не национальность водителя являются причиной аварий, а наличие у шофера прав, стажа, опыта, его физическое и психическое состояние, соблюдение им правил дорожного движения.

Наркоману за рулем не место

Председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов уверен, что аварии с участием общественного транспорта, а их в Приангарье происходит немало, в первую очередь связаны с либеральным законодательством и некомпетентностью чиновников, курирующих сферу пассажирских перевозок.

— Приняли 220-й закон о регулировании пассажирских перевозок, но кто его соблюдает? — рассуждает эксперт. — Какое наказание предусмотрено за его несоблюдение? В наших автобусах как не было, так и нет системы ГЛОНАСС, многие машины в ужасном состоянии. Посмотрите, кто у нас за рулем на многих городских маршрутах? Мигранты, готовые работать за чашку риса. Работают они по 20 часов в сутки. Часто ночуют прямо в автобусах. Чтобы не заснуть за рулем, постоянно жуют какое-то наркотическое вещество. А это тяжелая, ответственная работа, за которую надо платить не меньше 50 тысяч. Возникает вопрос — контролируют ли чиновники сферу пассажирских перевозок в Иркутске и в регионе? Насколько эти люди справляются со своими обязанностями, хотят ли и могут навести порядок в этой сфере?

Автолюбителей, по словам специалиста, контролировать сложнее. В этом случае на число ДТП влияет несколько моментов. Во-первых, грамотная организация движения. Например, на улицах Сурнова и Трактовой сделали разделительную полосу, поставили «волну» — количество аварий со смертельным исходом равно нулю. Нужна хорошая дорожно-транспортная инфраструктура для пешеходов. В Иркутской области и в самом Иркутске большая часть пешеходов не соответствует современным требованиям. Нужно на каждом таком переходе делать хорошую разметку, освещение, наличие знаков. Все это стоит денег. Городские власти обязаны привести их к требованиям ГОСТа, ГИБДД — проконтролировать.

Во-вторых, нужно устанавливать больше видеокамер. Сегодня их недостаточно. За организацию видеонаблюдения отвечает Министерство ЖКХ и транспорта. Есть камеры, которые фиксируют движение на перекрестке, пересечение стоп-линии, проезд на красный свет. Они достаточно дорогие, но почему не привлечь в эту сферу частных инвесторов? Так поступили в Улан-Удэ, и количество нарушений снизилось. Гонщик будет вести себя осмотрительнее, зная о камерах, неусыпно следящих за ним.

— У нас количество штрафов не влияет на ограничение управления автомобилем. А я бы, например, за превышение положенной скорости на 50 километров лишал бы водителя прав, — говорит Шабанов, и с ним трудно не согласиться. — Но снижать скоростной режим в городе не имеет смысла. На тех, кто совершает ДТП, это не подействует, они все равно будут жать на газ. А 99% законопослушных автомобилистов пострадают, да и пробок станет больше.

По данным ГУ МВД России по Иркутской области, с начала 2020 года на территории Иркутской области зарегистрировано 652 ДТП, связанных с наездом на пешеходов, в которых 61 человек погиб, в том числе 2 ребенка и 627 получили ранения, в том числе 187 несовершеннолетних. За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 823 ДТП, 75 человек погибли, в том числе 8 детей и 791 получил ранения, из них — 230 детей.

Свою лепту, по мнению Алексея Шабанова, в ситуацию на дорогах вносят наркоманы. Из-за врачебной тайны медики не предоставляют ГИБДД сведения о том, что автомобилист страдает наркотической зависимостью. Если бы такая информация была «рассекречена», количество аварий бы снизилось. Пьяных людей на дорогах также много, несмотря на большие штрафы. Водители «под шафе» ничего не боятся: сотрудников ГИБДД стало меньше из-за сокращений, а камеры еще не научились распознавать — пьяный человек за рулем или трезвый.

Разработана госпрограмма по сокращению смертности на дорогах, рассчитанная до 2024 года, предусматривающая комплекс мероприятий — от нормального освещения улиц до создания пунктов медицинской помощи вдоль трасс, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Властям всех уровней надо грамотно организовать дорожное движение и не жалеть вкладывать в это средства. Другой «волшебной палочки», которая избавила бы от смертельных ДТП, пока нет.

Екатерина Санжиева