Smart-решения — бизнес настоящего

С каждым годом цифровая трансформация в России охватывает все больше сфер хозяйственной деятельности. «Большие данные», наряду с технологиями их анализа, становятся одним из ведущих активов государства, бизнеса и гражданского общества. Участники Байкал Бизнес Форума могли погрузиться в цифровизацию сразу на двух секциях: «Искусственный интеллект. Внедрения в городскую среду» и «Сельское хозяйство — от автоматизации до цифровой трансформации». Выступления ведущих специалистов и экспертов этой отрасли позволили предпринимателям Приангарья «сверить часы» с последними достижениями в отрасли.

Министр сельского хозяйства региона Илья Сумароков рассказал, что в Иркутской области сельхозтоваропроизводители активно внедряют и используют современные технологии автоматизации и цифровизации, но пока процесс носит точечный характер.

«Цифра» в поле

Байкал Бизнес Форум в 2019 году стал площадкой и для обсуждения вопросов возможностей цифровизации регионов. Участие в тематических секциях принимали ведущие специалисты и эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Они представляли компании, внедряющие мировые передовые технологии и разрабатывающие собственные уникальные проекты, существенно повышающие эффективность бизнес-процессов.

Актуальные вопросы цифровизации АПК в Иркутской области обсуждались на круглом столе «Сельское хозяйство — от автоматизации до цифровой трансформации». Особую актуальность темы для отрасли подтвердила и полная посадка в зале. В Министерстве сельского хозяйства Иркутской области позднее отчитались: за информацией по альтернативным подходам к ведению хозяйства в этот день пришли более 120 человек — руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий области, государственных органов управления в сфере АПК, сотрудников научных и образовательных учреждений, представителей ведущих российских ИТ-компаний в аграрной сфере, студентов Иркутского государственного аграрного университета.

Несмотря на то что сельское хозяйство принято считать отраслью наиболее традиционного труда, где важен человеческий фактор и приложение сил, новые технологии все больше внедряются и в АПК. Появляются эффективные системы автоматизации, разрабатываются и внедряются геоинформационные системы, развивается рынок умного оборудования для агробизнеса и так далее. Эта тенденция особенно характерна для мирового бизнеса. Но и в России в последние годы взят курс на цифровизацию агротехнического комплекса на государственном уровне.

Как рассказал на круглом столе заместитель директора Департамента цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Константин Буланов, у нас реализуются два основных направления: ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» и так называемый проект «Суперсервис». По первому проекту, отметил спикер, федеральный минсельхоз в 2019 году разработает концепцию его реализации, для чего призывает к активному взаимодействию региональные профильные ведомства. Потребуется большая совместная работа и для реализации «Суперсервиса». Это разрабатывающаяся сейчас цифровая платформа, позволяющая объединять большое количество данных, в первую очередь связанных с предоставлением государственной поддержки в сельском хозяйстве. «Тема цифровизации — новая и действительно сложная. И без объединения усилий федерального министерства и субъектов РФ нам не обойтись», — подчеркнул Константин Буланов.

Министр сельского хозяйства региона Илья Сумароков в свою очередь рассказал, что в Иркутской области отдельные предприятия и сельхозтоваропроизводители активно внедряют и используют современные технологии автоматизации и цифровизации, но пока процесс носит точечный характер. Необходимо сформировать единую систему, которая была бы понятна и прозрачна для всех пользователей. Для этого, на первом этапе, в регионе разработают Концепцию цифровизации сельского хозяйства.

«Цифровизация сельского хозяйства является одним из путей, позволяющих существенным образом и в кратчайшие сроки увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, повысить его эффективность и обеспечить его рыночную интеграцию. В Иркутской области возможности для модернизации отрасли очень велики. Цифровая трансформация должна стать стратегическим приоритетом аграрной политики региона, ключом к формированию устойчивого агропромышленного комплекса Приангарья, развитию сельских территорий, повышению эффективности сельскохозяйственных предприятий», — отметил руководитель регионального ведомства.

Решения, которые есть и уже используются предприятиями АПК, — оснащение техники системами навигации и подруливания, расхода топлива, GPS-передатчиками, комбайны — датчиками загрузки бункеров, контроля взвешивания и транспортировки и так далее. На уровне геоинформационных систем Приангарье работает с «Каскадом», единой федеральной информационной системой земель сельскохозяйственного назначения, предприятия пользуются беспилотниками, космомониторингом для оцифровки используемых сельскохозяйственных земель. Но современные технологии открывают для агробизнеса намного больше возможностей. Например, как рассказала генеральный директор компании «Точное землепользование» (г. Москва) Анна Кудинова, крайне малое количество пашни в России обрабатывается с использованием методов точного земледелия. Хотя именно это направление дает бизнесу много возможностей для повышения отдачи с каждого гектара. Понимая географические, ландшафтные и химические неоднородности поля, можно вносить, например, удобрения или защитные препараты с учетом этих особенностей. На уровне региона требуется разработка и цифровых решений по переводу всей системы документооборота между бизнесом и чиновниками в электронный вид. Илья Сумароков пояснил, что сейчас уже проводится большая работа по внедрению системы «личного кабинета» сельхозтоваропроизводителя. Она позволит в итоге подавать документы на заключение соглашений и просто заключать соглашения о предоставлении субсидий без личного присутствия.

За информацией по альтернативным подходам к ведению хозяйства пришли более 120 человек — руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий области, сотрудников научных и образовательных учреждений, представителей ведущих российских ИТ-компаний в аграрной сфере, студентов Иркутского государственного аграрного университета.

Локально и эффективно

Надо отметить, точечные цифровые разработки сегодня могут применяться практически в любом виде деятельности. При этом они не только повышают эффективность бизнес-процессов, но и делают сектор услуг для населения наиболее удобным и информативным. Таким передовым технологиям был посвящен как раз круглый стол «Искусственный интеллект. Внедрения в городскую среду».

Модератором секции выступил Андрей Заворин, венчурный инвестор и IT-предприниматель, основатель и инвестор платформы iVoice Technology, которая позволяет разрабатывать голосовых ботов. В качестве спикеров в секции приняли участие заместитель министра экономического развития Евгений Васиченко, а также руководители и сотрудники ИТ-компаний, разрабатывающих решения в области искусственного интеллекта — российской программной платформы с открытым кодом для коллективного интеллекта и социальных вычислений Aigents, компании-резидента инновационного центра «Сколково» «Соцмедика», специализирующейся на создании экспертных систем в области медицины.

Технологии искусственного интеллекта уже активно используются в городской среде, и Иркутск не исключение — с помощью голосовых ассистентов с нами уже общаются мобильные операторы, а иркутские компании используют для работы с клиентами чат-ботов в мессенджерах. Но многое еще можно совершенствовать. К тому же большинство внедрений, по словам спикеров, не требует инвестиций. Сегодня в Иркутской области возможности искусственного интеллекта используют не так широко, но интерес бизнеса к этому растет.

Руководитель исследовательского центра интеллектуального управления контентом при ИГУ Андрей Манцивода представил на секции разработанную в Иркутске платформу bSystem для интеллектуального управления на основе семантических моделей и показал ее применение в торговой сети «Слата». Здесь эта модель состоит из порядка 5 тысяч подмоделей и позволяет контролировать весь «поток чеков, продаж» в торговой сети, вплоть до отслеживания промомероприятий и формирования базы для прогнозирования роботом в дальнейшем эффективности тех или иных акций. «Это очень важно для ритейлеров. К тому же наша разработка очень экономна в стоимости, потому что мы не проектируем, мы моделируем. Происходит где-то пятикратное сокращение стоимости», — заметил Андрей Манцивода.

Перспективность внедрения различных цифровых решений в привычные и даже «консервативные» отрасли подтверждает и генеральный директор иркутской компании ITSumma Евгений Потапов: «Сложился стереотип, что IT-решения под силу внедрить только крупным компаниям, а игрокам меньшего масштаба они вроде как неподъемны по цене, да и не слишком нужны. На самом деле и подъемны, и нужны. Нужно просто посмотреть на свой бизнес немного под другим углом и понять, какие бизнес-задачи можно решить методами информационных технологий. Потому что в итоге эти методы позволяют достичь важных для вас целей не только быстрее, но и с меньшими издержками».

Сам Андрей Заворин рассказал о разработке его компании — голосовом роботе Ivoice. Он сегодня уже активно используется в Новосибирской области, где помогает людям записываться на прием в больницу, принимать показания счетчиков ЖКХ, узнавать маршруты городского транспорта на остановках Новосибирска, заказывать такси, воду и пр. и существенно экономить деньги клиентам компании. При этом голосовой робот Ivoice — это не автоответчики, так любимые банковскими структурами или мобильными операторами, когда для получения ответа на простой вопрос требуется пройти квест «выберите кнопку». Здесь робот понимает речь, включая интонацию и эмоции человека, и ведет свободный диалог.

Подобные «голосовые» решения, говорит Андрей Заворин, позволяют бизнесу решать сразу множество задач: «Голосовые ассистенты делают свою работу кратно лучше, чем люди. Стоимость их работы выходит в 5-10 раз дешевле «содержания» call-центра и в 10-30 раз эффективнее. Голосовые ассистенты масштабируются моментально под пиковые нагрузки. В любое мгновение тысячи операторов виртуальных контакт-центров способны в данную секунду обработать поступивший запрос». Кроме того, цифра позволяет накапливать информацию, а значит, контролировать компаниям свою деятельность и результаты. «Наша задача — делать сложные технологии доступными, например, для маленькой стоматологической клиники здесь, в Иркутске. Она будет стоит 100 долларов. Это наш принцип: «бери здесь и сейчас и пользуйся».

Актуальность затронутых вопросов цифровых решений на форуме подтвердила и полная посадка в зале.

В рамках других докладов обсуждались возможности новой программы кэшбэк-сервиса для аптек страны. Зарегистрировавшись на определенной платформе, организации могут получать процент от каждой покупки у них. Этому сервису всего пара месяцев, но его аудитория уже приближается к 40 млн пользователей, а аптеки-партнеры получают свои первые бонусы. Интересен и опыт стартапа «Соцмедика», резидента инновационного центра «Сколково», который создал платформу «Электронный клинический фармаколог» (ЭКФ). Пользоваться ею могут как медики, так и пациенты. Система позволяет проверить, соответствует ли лекарство профилю больного, есть ли противопоказания или ограничения, существует ли между лекарствами взаимодействие, которое усиливает или ослабляет их действие.

Спикеры и участники секции также обсудили развитие интернета вещей и его возможное применение в Иркутской области, опыт разработки чат-ботов в иркутских компаниях, использование блокчейн-технологий и больших данных для городских сервисов. Подвел же итоги встречи Андрей Заворин: «Байкал Бизнес Форум — ключевая площадка для предпринимателей Иркутской области, самый доступный способ получить информацию извне. Потому что если иркутский бизнес хочет быть конкурентоспособным, он должен контролировать, что происходит вокруг, стремиться открывать для себя новое и понимать, как это новое меняет мир. Цель форума — показать возможности для региона, бизнеса, власти, посмотреть на привычные вещи под другим углом, задать вопросы, где и как работают новые технологии, и получить исчерпывающие ответы».

Анна Смирнова