Сломать стереотипы

Рынок лакокрасочных материалов, несмотря на стремительный рост последних лет, продолжает отличаться консерватизмом. Производственные компании и розничные покупатели традиционно отдают предпочтение нескольким брендам ЛКМ, чаще всего иностранного происхождения. Завоевать рынок местным компаниям несравнимо сложнее, но возможно. Восточно-Сибирский лакокрасочный завод ГК «Капитель» это доказал. Запустив производство в 2008 году, предприятие стремительно наращивает присутствие не только на рынке Иркутской области, но и в соседних Бурятии, Хабаровске, Южно-Сахалинске. О составляющих успеха местных производителей строительных материалов рассказал директор завода Петр Крайкивский.

Петр Крайкивский: «Важнее сделать продукт, который может использовать любой человек, чем выучить человека, который может использовать любой продукт».

— Петр Богданович, 2014 год стал более чем успешным для лакокрасочного завода, обеспечив 70%-й рост объемов производства и продаж. Скажите, за счет чего удалось добиться такого стремительного развития?

— Можно говорить как минимум о четырех составляющих нашего роста. Если по порядку, то первым козырем местного производителя является его гибкая реакция на любой запрос рынка. Местные компании как никто другой способны максимально оперативно реагировать на потребности рынка. Сегодня нам говорят, что нужно завтра материал готов. Я могу сказать, что любая строительная организация, которая обратилась к нам однажды, становится нашим постоянным клиентом. Более того, она рекомендует нас своим коллегам.

Второе — это инжиниринговые услуги. У нас есть очень хороший опыт, который позволяет нам завоевывать рынок, — это взятие объектов на комплексное обслуживание. Никто лучше технологов, разработавших ту или иную продукцию, не знает, как ее использовать. Наши технологи приезжают непосредственно к заказчикам и, в зависимости от поставленных перед ними задач, предлагают решения. На выбор предоставляется несколько вариантов, за которые мы несем ответственность. Прецедентов, когда что-то не сработало из того, что мы советовали, еще не было.

Третьим пунктом, который позволяет завоевывать рынок хорошими шагами, является, наверное, логистика. Не на каждый объект можно привезти краску издалека, в нужном объеме, нужной палитры. Когда склад завода находится в центре Иркутска — совсем другой подход. Мы можем сегодня привезти 200 кг краски, а если вам не хватило 17-ти кг, завтра довезти недостающее. Учитывая, что просчитать расход материалов с точностью до килограмма невозможно, это действительно важный вопрос.

Ну и четвертое — это, конечно, качество нашей продукции. У нас высококвалифицированный штат технологов. Порядка 50% являются кандидатами химических наук. Это те люди, которые активно работали в науке, а бывших научных сотрудников, как известно, не бывает. Руководству компании при всесторонней поддержке генерального директора Михаила Эхильевича Шмулевского удалось сконцентрировать этот костяк у себя. Мы не стараемся изобретать велосипед, выдумывать что-то радикально новое, спекулируя модными нынче околонаучными понятиями. В основу взяты хорошо отработанные немецкие, французские технологии, которые нами полностью адаптированы к сибирским условиям. Качество наших красок я каждый день вижу, проезжая по улицам Иркутска. Для меня это как «площадка натурных испытаний», которые есть на любом производстве ЛКМ. Проезжаю мимо Драмтеатра им. Охлопкова, мимо офиса Центрального банка РФ, по улице Лермонтова, где также несколько фасадов окрашено нашими красками. То есть я вижу, как ведет себя наша краска в реальных условиях на объектах города. И любой наш клиент может воочию убедиться в ее качестве. Я уверен, что, находясь за несколько тысяч километров от объекта использования, невозможно сделать материал, который является идеальным для этого объекта, именно поэтому привозной «брендовый» продукт не всегда дает качественный результат.

— Согласно федеральной статистике, рынок лакокрасочных материалов на 70% занят брендами импортного происхождения. Насколько схож такой расклад сил с ситуацией в Иркутской области?

— Аналогично, привозные краски на иркутском рынке также доминируют. Конкуренция, конечно, есть, и я уверен, что добиться импортозамещения мы сможем только тогда, когда переломим сложившийся в головах людей стереотип. Существует некий барьер, что если сделано в Иркутске, значит, это точно хуже, чем привезенное, например, из Санкт-Петербурга. Но на переговорах я всегда говорю: мы находимся в Иркутске, и если возникает какая-либо проблема с нашей продукцией, мы здесь и готовы за нее отвечать.

Так как Иркутск в большей степени город патриархальный и здесь больше действует сарафанное радио, то самым главным капиталом для нашего завода является наша репутация. Сейчас могу уверенно сказать — те люди, с которыми мы работали, от нас никогда не уходят.

— Завод работает с 2008 года, расскажите, чего удалось добиться за это время.

— Мы вышли на рынок в кризисный 2008 год, и это стало удачным решением. В кризис всегда обращают внимание на местного производителя. Сегодня мы производим порядка 200 тонн продукции в месяц, что для лакокраски является хорошим показателем. У нас порядка 70 наименований конвейерной продукции, по которым мы перекрываем весь спектр потребностей отрасли. Это грунтовки, шпатлевки, краски для наружных и внутренних работ, краски для дорожной разметки. Плюс у нас примерно 20% объема занимают краски под спецзаказ. Например, такая краска требовалась для иркутского драматического театра. Нам дали техзадание, и в течение трех суток мы ее изготовили. Или для «КомсоМОЛЛа», который покрашен нашей антивандальной краской. Также было с «Модным кварталом».

Сейчас мы снабжаем своей продукцией Бурятию, Хабаровск, Южно-Сахалинск, вышли на рынок Монголии. Но потенциал завода еще очень большой. Мы можем производить порядка 350-400 тонн, обеспечивая краской нашего местного строителя. Нужно только переломить этот психологический барьер о том, что в Иркутске сделать хорошо нельзя.

— Получается, сейчас самое лучшее время, чтобы этот барьер снять?

— Возможно. Мы делаем все для этого.

— Что интересно, вы не просто замкнули на себе весь процесс производства ЛКМ, от разработки до внедрения продукта. Вы пошли дальше: в 2013 году ГК «Капитель» запустила строительство одноименного жилого комплекса, отличительной чертой которого является чистовая отделка всех квартир. Почему пришли на рынок жилищного строительства?

— Имея строительные материалы собственного производства, грешно не строить жилье. Основным принципом, положенным в любые направления работы ГК «Капитель», является принцип качества. Это то, что Михаил Эхильевич ставит всегда во главу угла и строго за это с нас спрашивает. Это справедливо и для жилого комплекса, в котором жилье сдается в чистовой отделке. Одна из серьезных задач — сломать стереотип мышления, что в чистовой отделке жилье стоит дорого.

Жилой комплекс и завод органично дополняют друг друга. Можно сказать, что это и площадка для отработки технологий. Потому что мы помимо лакокраски производим и гидроизоляцию, к использованию которой у строителей также есть некий психологический барьер. У нас гидроизоляция водоосновная, тогда как обычно она сделана на бензине и керосине (битумная). В чем отличие водоосновных материалов? Поясню: гидроизоляцию начинают делать, когда что-либо потекло. Когда что-то течет, поверхность, которую вы собираетесь гидроизолировать, мокрая. Органические растворители с водой не смешиваются. Поэтому, когда вы пытаетесь битумом заизолировать мокрую стену — это мартышкин труд. И именно поэтому никому еще в истории строительства не удалось получить надежной гидроизоляции, если уже есть сырые стены или потолки.

Когда используется водоосновная гидроизоляция, она при нанесении на мокрую поверхность взаимодействует с остаточной влагой, а после высыхания не растворяется ничем: ни водой, ни бензином, ни керосином.

В принципе такие инновационные идеи не являются чем-то исключительным — это то, чем пользуется весь мир. Когда мы ездим по командировкам, смотрим, что есть прогрессивного в отрасли, адаптируем для нашего региона и внедряем. При этом от разработки продукта до коммерческого внедрения на рынок проходит не более 20-30 суток. Нужно понимать, что в этот срок укладывается не только отработка технологии производства, но и все маркетинговые и логистические процессы. Такое возможно только благодаря грамотной политике и прогрессивным взглядам руководства компании.

— Вы в своем развитии ориентируетесь только на работу со строительными компаниями? Есть ли намерения больше заходить на территорию розничных продаж?

— На самом деле в лакокрасочном производстве ставка не всегда делается на физическое лицо потребления. Сколько краски потребляет один человек в жизни? Мало. Поэтому в начале пути завод в основном ориентировался на прямую работу с застройщиками, строительными бригадами. Надо понимать, что нам необходимо было еще и обучить строителей применению наших материалов. Был создан учебный центр, где мы регулярно проводим мастер-классы.

Но сейчас на самом деле пришло время прироста в секторе розничных продаж. Но идти к этому мы намерены не только путем расширения присутствия на строительных рынках Иркутска, у нас и сейчас действует порядка 78-ти точек, которые продают нашу краску. Мы запланировали и сейчас разрабатываем новую линейку продукции ЛКМ, специально ориентированную на простых, непрофессиональных потребителей. Мы называем эту линейку для себя глубоко декорированными красками. Они позволят менять не только цвет, но и фактуру поверхности, и при этом быть простыми в нанесении. Чтобы любая домохозяйка могла создать у себя дома модный интерьер, только кажущийся сложным в исполнении.

Мы уверены, что в ближайшее время роста профессионализма на строительном рынке не будет. И важнее сделать продукт, который может использовать любой человек, чем выучить человека, который может использовать любой продукт.