Слияние Невы и Ангары

состоялось с трудом
В преддверии празднования дня города в Иркутске с 5 по 7 июня прошел первый фестиваль искусств «Культурная столица», который попробовал привить иркутянам ростки петербургской культуры. Плотность мероприятий, пожалуй, была даже слишком большой: за три дня в столице Приангарья прошли выставки и лекции, мастер-классы и интерактивные показы, творческие встречи и концерты, часть из которых жители города, кажется, даже не заметили. Впрочем, в этом отчасти были виноваты и сами организаторы.
Творческое объединение «Картония»

За несколько дней при помощи волонтеров из картона были воспроизведены несколько архитектурных и скульптурных сооружений Иркутска.

Несмотря на обилие наружной рекламы по всему городу с указанием на то, что в Иркутске пройдет «Культурная столица», не вполне было понятно, куда бежать, чтобы ее посетить. Было очевидно, что фестиваль делался в большой спешке, и даже на его официальном сайте подробная программа появилась лишь за неделю до начала. Вдобавок ко всему далеко не все мероприятия открывались в назначенное время, что, конечно, несколько затрудняло комфортное восприятие представленных искусств. И, тем не менее, слияние Невы с Ангарой (это был один из слоганов фестиваля) состоялось.

«Фестиваль «Культурная столица» задумывался в первую очередь, как фестиваль идей, где художественные и социальные акции – это некие предложения для развития современного города. Большинство мероприятий нацелено на то, чтобы творчески, эффективно и экологично пользоваться городским пространством, видеть возможности для своего участия в жизни города, — рассказывает руководитель центра «Байкал XL» Анатолий Борозненко, один из организаторов фестиваля. — Это фестиваль, рассматривающий город, как единое созидательное пространство. Подбирая участников для первого фестиваля, мы постарались наполнить программу наиболее оригинальными и яркими арт-проектами северной столицы, которые пока не получили большого развития в Сибири. Поэтому фестиваль призван стать не только демонстрационной, но и познавательной площадкой, местом для обмена опытом и идеями».

Творческую программу с петербургской стороны помог составить арт-салон «Невский, 24», неслабую спонсорскую поддержку оказала компания «ЕвроСибЭнерго», а городские власти предложили подверстать фестиваль к празднованию дня города и также помогли в организации — морально, административно и материально.

Несмотря на обилие наружной рекламы по всему городу с указанием на то, что в Иркутске пройдет «Культурная столица», не вполне было понятно, куда бежать, чтобы ее посетить.

В результате в Иркутск приехало более 50 представителей самых разных отраслей культурной жизни Санкт-Петербурга: художники и культуртрегеры, фотографы и кураторы, представители музеев и специалисты по видеоарту. Программа получилась действительно насыщенной и разносторонней.

Картонный город

Одним из самых масштабных и заметных для горожан мероприятий «Культурной столицы» стала работа творческого объединения «Картония». Независимое сообщество художников, перформеров и специалистов в различных областях гуманитарного знания из разных стран, которое, кстати, базируется в Москве, построило на площади у «Модного квартала» Завод по выработке творческой энергии и научило всех желающих работать с картоном. За несколько дней при помощи волонтеров из картона были воспроизведены несколько архитектурных и скульптурных сооружений Иркутска, включая памятник бабру, а также созданы десятки, если не сотни необычных костюмов в виде домов, в которых желающие 7 июня отправились на карнавал.

Вообще «Картония» имеет свою философию и позиционирует себя как государство без территории, но со своей политической и экономической системой. Участники сообщества, или Персонажи «Картонии», составляют основное население страны, которое насчитывает несколько десятков тысяч человек в разных странах, где проходили мероприятия этого государства. Администрацию государства возглавляет Тиран, а форма политического устройства, соответственно, тирания (именно поэтому колонна «Картонии» прошлась в карнавальном шествии с большим транспарантом «Слава Тирану»). Если говорить упрощенно, идеологи «Картонии» всегда стараются вовлечь окружающих людей прежде всего в пространство игры, предлагая подурачиться, почувствовать себя свободными, но и сделать что-то своими руками. В этом смысле время накануне карнавала города было выбрано как нельзя более удачно. Впрочем, иркутяне (в большинстве своем самыми активными участниками творческих процессов были дети) не очень стремились проникнуться духом «Картонии» (которая, кроме всего прочего, своей деятельностью проповедует экологическое сознание), а на скорую руку мастерили под присмотром взрослых маски, головные уборы, мечи и довольные шли дальше, прихватив поделки с собой. По признанию Андрея Ласкера, директора «Картонии», только за первый день через них прошло около 800 человек (с учетом того, что творческая площадка открылась на два часа позже), костюмов было сделано около 150.

Эволюция кадра

Еще одной неожиданной площадкой «Культурной столицы» стало пространство в торговом центре «Модный квартал», не занятое магазинами. Организаторы не стали наводить марафет в импровизированном выставочном зале и разместились прямо среди бетонных стен. Получилось пространство наподобие сквота, что в принципе соответствовало как идеям фестиваля, так и мировым тенденциям существования современной культуры. В нем разместились выставка ломографии «Ломопортация. Новая магистраль» петербургских фотографов; кинозал, в котором демонстрировались лучшие работы участников конкурсной программы международного фестиваля короткометражного кино о живописи Erarta Motion Pictures музея современного искусства «Эрарта», а также в небольших закутках демонстрировались подборки видеоарта шести молодых художников Петербурга.

Только за первый день через «Картонию» прошли около 800 человек, было создано 150 костюмов.

«Задача, которая была поставлена перед нами, сделать такую подборку, которая бы, с одной стороны, отражала тенденции современного видоарта, а с другой — была бы связана с нашим городом, — рассказывает куратор Майя Пайкина. — И, так или иначе, мы ее выполнили, и у каждого художника есть хотя бы одна работа, связанная с Петербургом». На открытую лекцию о видеоарте «Эволюция кадра», которую Майя должна была читать в кинозале, кроме корреспондента АН, не пришел никто. Поэтому разговор состоялся прямо при просмотре видеоработ с параллельной настройкой аппаратуры. Позже к нам присоединились еще два человека — представители музейного сообщества Иркутска.

Митьковский Петербург

Важным мероприятием, которое, соответствуя идеям «Культурной столицы», рассказывала иркутянам о Петербурге, стала выставка основателей легендарного объединения художников «Митьки». Содружество, возникшее в начале 80-х годов прошлого века в Ленинграде, набрало полную силу к началу 90-х и в какой-то момент стало одним из самых заметных явлений неофициальной культуры, включая в себя не только художественные практики, но и поэзию, и музыку, и фотографию. Собственно поэтому вместе с двумя художниками — отцами-основателями и идеологами «Митьков» Виктором Тихомировым и Владимиром Шинкаревым — в Доме Рогаля представил свое творчество и фотограф Андрей Вилли Усов, который известен своими уникальными снимками петербургской музыкальной богемы, например, Бориса Гребенщикова и Майка Науменко.

«Наша задача всегда состояла в том, чтобы дать людям понятную и хорошую живопись, приобщить народ к искусству. Такая задача у нас остается и по сей день, несмотря на то что группы «Митьки» уже давно не существует, — рассказывает художник Владимир Шинкарев, написавший две книги о «Митьках». — Но в целом, это пластическая линия ленинградского авангарда, как если бы она не прерывалась в советские годы. А в остальном – это базовая петербургская живопись».

Виктор Тихомиров привез в Иркутск не только свои живописные работы небольшого формата («Все, что можно было взять с собой в самолет», — как он выразился), но и художественный фильм по собственной книге «Чапаев Чапаев», который снял за несколько лет исключительно на собственные деньги, и при этом с участием звезд отечественного кино, включая Ивана Охлобыстина, Александра Баширова и Михаила Шаца. Посетовав на мафиозный принцип работы российского кинопроката, он показывает картину только на фестивалях, где она уже получила несколько призов, и частным образом — как в Иркутске. Показ фильма без особой рекламы и анонсов прошел в Иркутском доме кино при очень небольшом количестве зрителей.

Антон Кокин