Следы на паркете

Подобные автомобили можно сколько угодно иронично называть «паркетниками» — это совершенно не мешает компактным внедорожникам завоевывать сердца и кошельки покупателей. Автомобили этого класса сегодня самые предпочитаемые, неудивительно, что они сходят с конвейеров большинства производителей. Результатов автоконцерны добиваются разных, однако посмотреть в любом случае есть на что. Лидеров, впрочем, немного, и BMW X3 в этой когорте, пожалуй, один из самых удачных и интересных автомобилей.

Хотя подвеска довольно высокая, BMW Х3 не стоит забираться в дебри грязи и снега — колеса в угоду аэродинамике так «облизаны» колесными арками, что заставляют опасливо относиться даже к не слишком выдающимися перепадам высот на обочине.

На BMW, предоставленном для тестирования автоцентром «Автоцентр АнгарА», стоит 3-х литровый дизель с впрыском топлива Common Rail и турбонаддувом, в общей сложности дающий 218 лошадиных сил под капотом. Дизель весьма и весьма тяговитый, как это обычно и бывает у BMW. С коробками выбор был сделан конъюнктурой за нас — большинство компактных внедорожников продаются именно с АКП, BMW X3 не стал исключением. Впрочем, возможно приобрести версию на «механике», правда, при этом придется довольствоваться двигателем с меньшим объемом — двухлитровым, дизельным или бензиновым.

Итак, посмотрим внимательнее, в чем же BMW предлагает нам передвигаться по городскому «паркету».

Брутальный спартанец

Едва взглянув на «икс-третий» можно понять, что он совершенно однозначно «вырос» из легковой машины. Универсал с «высоким потолком» поставили на большие колеса и для пущей брутальности добавили графичности и рубленых линий кузову. Результат выглядит достойно — в любом цветовом исполнении авто выделяется из потока. С одной стороны — традиционной выдержанностью и «дорогим впечатлением», характерным для BMW, с другой — определенной демократичностью и спортивными деталями. Автомобиль с такой внешностью, пожалуй, выберет человек успешный, легко относящийся к жизни, любящий драйв и одновременно рациональный и приверженный определенным ценностям.

Кстати, о рационализме — очевидно, им, главным образом, руководствовались дизайнеры при разработке отделки салона. Внутри BMW выглядит как абсолютный спартанец — черный пластик, черная фактурная кожа, алюминиевые вставки. Можно, конечно, заказать более «люксовую» комплектацию с вставками из дерева, но со стороны это будет выглядеть странно: если в «больших» BMW деревянные панели органичны, то в машине, предназначенной для активной езды, уместнее как раз матовый алюминий или что-то более спортивное и менее претенциозное. Смущают сетчатые карманы на дверях — обычно подобные емкости таят в себе самый разнообразный набор предметов, который незачем выставлять напоказ. В остальном все достаточно традиционно, удобно, стильно. К числу удачных решений отнесем расположение ламп подсветки багажника: они закреплены на стойках, светят как раз в глубину и, так как их видно в зеркало заднего вида, по совместительству выполняют функцию сигнализатора о незакрытом багажнике.

Интеллектуальный «трактор»

Посадка в «икс-третьем», понятно, более вертикальная, чем в легковом автомобиле, что, безусловно, положительно сказывается на обзорности. Однако это преимущество практически сводит на нет слишком высокая подоконная линия — в «мертвую зону» попадают практически все транспортные средства ниже «Газели». Плюс довольно широкая центральная стойка и абсолютно «легковые» зеркала — при перестроениях вправо надо быть предельно внимательным. Стоит отметить особо конструкцию кресел — она очень приятная, корпус сидит как влитой.

Что касается конструкции, она у Х3 довольно близка к «легковой», как и у большинства его собратьев по классу — несущий кузов, независимые подвески впереди и сзади. А вот систему полного привода тривиальной не назовешь. Напомним, что мудрая баварская система xDrive впервые появилась именно на X3, и только потом ею была наделена X5.

Коренное отличие xDrive от подобных систем на других «асфальтовых» внедорожниках заключается в том, что автомобиль становится полноприводным не только при пробуксовке «основных» ведущих колес.

Крутящий момент на переднюю ось передается через многодисковую муфту с электронным управлением. Электронные «мозги» учитывают массу параметров, о которых перед ними отчитываются датчики — их в машине с DCS хватает. Коренное отличие xDrive от подобных систем на других «асфальтовых» внедорожниках заключается в том, что автомобиль становится полноприводным не только при пробуксовке «основных» ведущих колес. Например, стартует BMW на полном приводе, чтобы разгон был максимально эффективным.

С начала движения и до 20 км/ч момент распределяется между осями почти поровну, чтобы наилучшим образом использовать тягу. Затем по мере разгона распределение момента плавно меняется, и на 180 км/ч машина становится заднеприводной. Муфта срабатывает очень быстро — всего за 0,1 секунды. Поэтому xDrive достаточно эффективно помогает стабилизировать машину в поворотах: увеличение тяги на передних колесах снимает избыточную поворачиваемость, перераспределение момента в пользу задних колес, наоборот, помогает бороться с недостаточной. И только если усилий xDrive не хватает, в дело вмешивается DCS. Поскольку в диапазоне ее возможностей — подтормаживание буксующего колеса, она частично заменяет блокировки дифференциалов. Главное — ни о чем не думать, а просто ехать. Правда, такая забота не очень понравится водителю с высокой квалификацией, который привык справляться с предельными режимами. Огромное число учитываемых параметров делает xDrive почти непредсказуемым — ведь человек не всегда чувствует то же, что показывают электронные датчики. С другой стороны, ряд опций можно отключить.

В забеге участвуют…

Вождение BMW X3 — это то самое банальное «удовольствие за рулем». Последний, как и положено, очень чуткий, а тяговитый практически на любых оборотах двигатель позволяет ускоряться и лавировать в потоке без «подбадривания» двигателя кикдаунами. Разгон с места до 100 км/ч происходит легко и весьма динамично. «Автомат» без задержек отсчитывает передачи, а соседи по потоку очень быстро остаются позади. После 100 км/ч уже сказывается большое аэродинамическое сопротивление высокого кузова и темп набора скорости снижается, хотя при разгоне «в пол» до 150 км/ч можно двигаться на третьей передаче, ускоряясь весьма достойно. Дальше ничего захватывающего дух не происходит, тело плотно вжимается в кресло, а стрелка тахометра медленно, но уверенно продолжает свое движение слева направо. Судя по паспортным данным, максимальная скорость составляет 210 км/ч. Двигатель полностью избавлен от вибраций, очень тихий, а его звук — настоящая музыка для автомобильных меломанов. Его становится слышно в салоне после 4000-4500 об/мин, но даже при достижении максимальных оборотов звук не давит на уши, а лишь дает понять, что сейчас мотор старается из всех сил выполнить требования водителя и отдает асфальту все лошадиные силы и ньютон-метры, что способен развить. Тормозим. Опять разгон и крутой поворот, который мы проходим излишне резво. Центробежные силы прижимают нас к сиденью, но машина на провокации не поддается, цепко держась за заснеженную трассу.

Хорошо Х3 справляется и со слаломом в городском потоке — управляемость весьма достойная. Конечно, по уровню кренов и остроте реакций на руле он безнадежно проигрывает легковым BMW, но порода чувствуется — по сравнению с другими «паркетниками» Х3 держит себя весьма уверенно и надежно. На руле все время присутствует реактивное усилие — лихо прохватить в крутом повороте на такой машине одно удовольствие, собственно так же, как и на любом другом BMW. Подвеска у Х3 довольно жесткая — внедорожник как никак. И хоть она довольно высокая, BMW Х3 не стоит забираться в дебри грязи и снега — колеса в угоду аэродинамике так «облизаны» колесными арками, что заставляют авто опасливо относиться даже к не слишком выдающимися перепадам высот на обочине.

Завязывая шнурки

Все встало по своим местам. Несмотря на межклассовость, BMW Х3 оказался весьма цельной натурой. Его стихия — город. Система полного привода нужна автомобилю скорее для езды по асфальту в гололед и снегопады, нежели для преодоления серьезного бездорожья. Здесь сможет полностью реализоваться его тяговитый 3-литровый двигатель, а водитель насладится отточенной управляемостью. В случае необходимости Х3 сможет запрыгнуть на тротуар, лишь бы тот не оказался слишком высоким. Тестируемый — наглядное свидетельство тому, как турбодизели по своим возможностям вплотную подобрались к бензиновым двигателям и уже превосходят последние по ряду параметров. Теперь эти передовые технологии доступны и российскому покупателю, которому, честно говоря, пора порвать с ментальностью тракториста. Тихоходные, неопрятные и примитивные дизели начала восьмидесятых вымерли, уступив место вот таким элегантным, быстрым и совершенным машинам. Пришло время, когда можно жить по-европейски, оберегая окружающую среду, и не отказывать себе в удовольствии за рулем.

Краткие технико-эксплуатационные характеристики BMW X3

 

Двигатель дизельный
Рабочий объем, куб. см 2993
Мощность, л.с. при об/мин 218 при 4000
Момент, Нм при об/мин 500 при 2750
Привод постоянный полный
Коробка передач 5-ступенчатая автоматическая
Длина/ширина/высота, мм 4565 / 1853 / 1674
Колесная база, мм 2795
Масса снаряженная, кг 1880
Максимальная скорость, км/ч 210
Разгон до 100 км/ч, с 7,7
Расход топлива (город/шоссе), л/100 км 11,2 / 7,1
Цена, € 53 000

Константин Парфененок