«Следующий этап — повышение качества услуг»

Реформа ЖКХ, на протяжении многих лет оставаясь самой острой проблемой российского общества, выходит на новый этап. Несмотря на все сложности процесса, большинству управляющих компаний удалось решить проблемы затопленных подвалов, прогнивших труб, доставшихся в наследство. Сейчас основная задача — повышение качества услуг. О том, каким образом этого добиваться, о новых требованиях к управляющим компаниям, о роли собственников в судьбе многоквартирного дома в интервью «SR-Итоги» рассказал генеральный директор ОАО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» Руслан Винарский.

По мнению Генерального директора ОАО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» Руслана Винарского, основное требование завтрашнего дня к управляющим компаниям — повышение качества работ

Special Review: Руслан Сергеевич, чем был отмечен 2013 год для системы ЖКХ в целом и для Восточного управления ЖКС?

Руслан Винарский: Государство определило давно все цели и задачи для жилищно-коммунального хозяйства, мы идем к их выполнению поэтапно. К примеру, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предписывает нам оборудовать все дома приборами учета горячей и холодной воды. Если счетчики горячей воды были повсеместно установлены еще год назад, то на начало 2013-го остро стоял вопрос о приборах учета холодной воды: понимания, как мы будем реализовывать это требование закона, не было. Сейчас я уже могу сказать, что вопрос решается. По итогам года из 300 домов Иркутска, обслуживаемых Восточным управлением ЖКС, счетчики уже есть на 150-ти, и, главное, в планах на следующий год закончить работу по установке данных счетчиков на оставшихся домах.

Также в этом году, как все знают, действовал принцип изменения тарифов в сторону увеличения на услуги ЖКХ дважды в год: в июле и сентябре. Одно из положительных последствий этого нововведения — сохранение платежеспособности населения. Сегодня мы уже можем констатировать, что удержали планку в 95%, что для ЖКХ достаточно большая цифра.

Что касается содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов — то есть именно той работы, за которую непосредственно отвечает управляющая компания, я могу сказать, что мы вышли на новый этап. До настоящего времени на протяжении последних лет мы ремонтировали и меняли инженерные сети, то есть выполняли работы, невидимые для большинства жителей, в 2013-м перешли к работам, которые все собственники могут воочию увидеть и оценить, а именно: мы заменили очень большое количество окон на пластиковые, установили новые двери, смонтировали новые почтовые ящики, провели ремонты подъездов и так далее.

Конечно, когда бежали трубы, менять окна было нецелесообразно, мы это четко понимали. Но сейчас уже настал тот этап, когда большинство управляющих компаний довели инженерную инфраструктуру до состояния, обеспечивающего 100%-ную надежность. В настоящий момент мы говорим уже об улучшении качества предоставляемых услуг.

SR: В этом году должен был решиться и вопрос по капитальному ремонту многоквартирных домов…

Р.В.: Соответствующий закон еще не принят, поэтому говорить об этом пока рано. Я могу только отметить, что мы в 2013 году на своей территории отремонтировали четыре дома по субсидиям от городской администрации и два дома по Федеральному закону Российской Федерации от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым собственники заплатили 15% сметной стоимости ремонта. Кстати, капитальный ремонт в последних двух домах стал даже показательным. Собственники многоквартирного дома №16 по улице Бабушкина заплатили по 70-80 тыс. рублей, и это вовсе не олигархи. Просто они настолько вникли в то, что капитальный ремонт за счет государства — это уходящий поезд, что единогласно приняли решение об участии в данной программе. Ведь логика на самом деле очевидна: лучше мы сейчас заплатим 15% стоимости и на ближайшие 20-30 лет забудем о каких-либо проблемах с домом, чем потом, после принятия нового законодательного акта, придется оплатить полную цену.

SR: Что касается общедомовых счетчиков тепла, раньше по итогам года производился перерасчет за пользование ресурсом, будет ли такой перерасчет сделан в этом году?

Р.В.: Перерасчет, конечно, будет сделан, но я могу точно сказать, что таких сумм экономии, как раньше, он уже не покажет. И я вам объясню почему. Приборы стоят не первый год, и сейчас они уже установлены не по городскому нормативу потребления, а по среднему нормативу, сложившемуся по каждому дому за предыдущий год потребления ресурса в соответствии с показаниями прибора учета тепловой энергии. Допустим, городской норматив сегодня равен 0,028 гкал/кв. м, а у нас в управлении есть дома, которые платят по 0,013-0,017 гКал/кв. м. Снижение потребления, конечно, возможно, особенно учитывая теплую зиму этого года, но оно уже не будет таким значительным.

SR: Вы рассказали про новый этап в деятельности управляющих компаний, занимающихся сегодня ремонтами подъездов, установкой окон, дверей. Как вы обеспечиваете контроль качества работ подрядчиков?

Р.В.: Что касается установки окон, дверей, то тут все просто — существуют гарантийные обязательства, по которым подрядчик обязан устранить все выявленные недочеты. По текущему ремонту ситуация сложнее. С одной стороны, у нас есть четкое правило — не оплачивать подрядчику выполненные работы без подписи жильцов, с другой — не всегда собственники могут достоверно оценить качество проведенного ремонта, зачастую люди подписывают документы приемки не глядя.

Я уверен, что надо реформировать этот процесс. В Жилищном кодексе четко прописано, что собственники должны избрать совет дома, полномочия которого четко прописаны в Жилищном кодексе РФ. Мы начали активную работу по проведению общих собраний собственников по вопросу создания таких структур. Ведь на самом деле выгоднее всем, и управляющей организации и собственникам, когда есть группа людей, непосредственно участвующая в жизни дома, коррелирующая взаимоотношения собственников с управляющей организацией и т.п. Я всегда говорю, что в тех домах, где есть старший по дому или совет дома, все вопросы намного проще решаются. В Восточном управлении ЖКС на сегодня только примерно в 30% жилфонда избраны советы домов. Этого очень мало.

SR: Собираетесь ли вы создавать диспетчерскую службу, ведь качество начинается с момента обращения в управляющую компанию?

Р.В.: Собираемся. Первый этап уже сделан: мы приобрели сервер, до конца этого года его установим. Добавится 20 телефонных линий, исчезнет проблема «постоянно занятого телефона». В последующем мы действительно прорабатываем вопрос создания диспетчерской службы. В каком виде она будет работать, пока решается. Могу только сказать, что я не сторонник автоматизированных программ, когда нужно нажать десять кнопок, пока попадешь на нужных специалистов. Это очень затратный проект и небыстро осуществляемый, но мы к нему целенаправленно идем. Сейчас я говорю всем нашим жильцам: «пользуйтесь интернетом»: на сайте Восточного управления ЖКС есть раздел «книга жалоб и предложений», отправив заявку по нему, вы точно так же, как и при обращении по телефону, гарантированно получите помощь. Более того, эта функция напрямую выведена мне на телефон, и я лично могу проконтролировать сроки выполнения заявки.

Я прекрасно понимаю, что основное требование завтрашнего дня к управляющим компаниям — повышение качества работ. Но все опять же упирается в денежный вопрос. Чтобы, к примеру, работала во дворах не дешевая рабочая сила в лице граждан бывших советских республик, а работники с хорошим инвентарем, в спецодежде, им надо больше платить. Где брать средства? Идти к собственникам за повышением тарифа — это утопия. Значит, мы должны изыскивать резервы внутри. Я считаю, что будущее управляющих компаний в укрупнении. Мы должны постепенно уходить от многочисленных подрядчиков, тем самым снижая управленческие затраты. Ведь в каждой структуре свои директора, бухгалтерия и т.д. Тогда без снижения себестоимости работ мы сможем создавать и диспетчерскую службу и в целом повышать качество.