Следствие не нашло преступления

Как стало известно „Ъ”, Следственный комитет России (СКР) завершил расследование инцидента с самолетом Airbus-321, летевшим 2 декабря 2021 года рейсом Магадан–Новосибирск. Из-за сильного обледенения у авиалайнера отказали ряд систем, воздушное судно с более 200 людьми на борту совершило экстренную посадку в Иркутске. Отказ систем, как установило следствие, произошел из-за совокупности факторов, среди которых сложные погодные условия в аэропорту Магадана. Уголовное дело было прекращено с формулировкой «в связи с отсутствием события преступления».

Следствие установило, что при подготовке к вылету у самолета были обработаны противообледенительной жидкостью только крылья и хвостовой стабилизатор. Фото Станислава Денисенко

СКР прекратил уголовное дело в связи с инцидентом, произошедшим с самолетом Airbus-321 авиакомпании S7. Об этом „Ъ” рассказала официальный представитель Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СКР Екатерина Петрушина.

2 декабря 2021 года пассажирский Airbus-321 вылетел из Магадана в Новосибирск. На его борту находились 202 пассажира, среди которых трое детей, и семь членов экипажа. Воздушное судно совершило вынужденную посадку в аэропорту Иркутска «по причине обледенения с последующим отказом его систем и переходом в режим минимального функционирования».

Пассажиры рассказывали СМИ, что в полете им пришлось пережить самый настоящий кошмар. По их словам, борт сильно раскачивало и трясло, они молились за свое спасение и даже прощались с жизнью. Согласно показаниям самописца Airbus, лайнер выполняя крены до 47 градусов, задирал нос, отклоняя его от горизонтали на 44 градуса, и мгновенно опускал его, устремляясь к земле, буквально падал, теряя за четыре минуты около 2,5 км высоты, и медленно набирал ее снова. Летчики передали в эфир международный сигнал бедствия Mayday, сообщающий о том, что экипаж не в состоянии контролировать ситуацию, и самолет неуправляем.

Посадка в Иркутске была произведена благополучно, в результате авиапроисшествия никто не пострадал.

По распоряжению главы Росавиации Александра Нерадько ведомство организовало собственное расследование авиаинцидента. Оно в частности установило, что простоявший на летном поле более двух часов перед вылетом в Новосибирск Airbus-321оказался укрыт толстым слоем снега, при подготовке к вылету у самолета были обработаны противообледенительной жидкостью только крылья и хвостовой стабилизатор.

Правоохранители возбудили уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья (ч. 1 ст. 238 УК РФ).

Спустя год расследование инцидента было завершено. «Оказание АО „Аэропорт Магадан” и АО „Авиакомпания «Сибирь»” услуг, не отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровью потребителей, не нашло своего подтверждения», — сказала „Ъ” Екатерина Петрушина. Правоохранители считают, что отсутствие противообледенительной обработки фюзеляжа Airbus-321 не свидетельствует о некачественном оказании услуг аэропортом, поскольку обработке подвергались только те элементы воздушного суда, которые отметил в соответствующей заявке его командир.

В свою очередь, считает следствие, непринятие экипажем решения о противообледенительной обработке фюзеляжа Airbus-321 никаким образом не повлияло на безопасность полета. Снег с фюзеляжа сдул поток воздуха при взлете. В управлении СКР отметили, что при проведении осмотра самолета в аэропорту Иркутска следов обледенения на фюзеляже не обнаружили.

Согласно выводам следствия, отказ отдельных систем самолета произошел в результате совокупности отдельных факторов. Среди них, сложные погодные условия в аэропорту Магадана, характеризующиеся сильными обледенением и турбулентностью, образованием «барьерного льда» перед приемниками воздушного давления (среди прочих параметров, эти датчики передают в кабину пилотов информацию о скорости полета машины), которые возникли вне зоны видимости экипажа перед самым взлетом. «Напротив, после возникновения нештатной ситуации в полете экипажем воздушного судна предприняты исключительные меры по его управлению, в результате чего позволили благополучно завершить полет, сохранив жизнь пассажирам и имущество авиакомпании», — отметила Екатерина Петрушина. В итоге следователи прекратили уголовное дело об оказании некачественных услуг с формулировкой «в связи с отсутствием события преступления».

Кроме того, стало известно, что следственные органы не нашли в действиях работников аэропорта и экипажа признаков преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна).

Константин Воронов