Скрипка Страдивари

сыграла последние ноты девятого фестиваля «Звезды на Байкале»
Накануне в Иркутске завершился Девятый международный фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале». В финальном концерте, явившемся своеобразной грустной кодой, на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского вместе с художественным руководителем фестиваля Денисом Мацуевым выступил его старший друг Владимир Спиваков, на днях отметивший 70-летие. Давно не бравший в руки скрипку, он все же согласился на вечер камерной музыки со своим коллегой.

После концерта Владимир Спиваков признался, что получил хорошие впечатления от этого выступления, несмотря на то что давно не выступал как скрипач. «Не подвел никого, себя в первую очередь. Здесь чудная публика, я давно ее знаю, ведь я открывал вместе с Денисом Мацуевым самый первый фестиваль «Звезды на Байкале». Мне приятно, что фестиваль растет и развивается, и приезд дирижера Зубина Меты с своим оркестром — это, конечно, знаковое событие, особенно учитывая, что в мире сейчас так не спокойно и все находятся в границе всеобщего отрицания. И тем не менее музыка должна победить. Это контакт, способный как-то размягчить ситуацию. Ведь в музыке нет агрессии, а есть успокоение. Я и сам, когда чем-то расстроен или недоволен, начинаю играть, и через 10 минут все приходит в состояние гармонии».

Гармония — очень точное слово, именно она царила на завершающем фестиваль концерте камерной музыки, в котором были исполнены большие произведения Брамса и Франка, а после целая россыпь маленьких пьес композиторов разных стран и эпох. Раз за разом выходя на сцену и принимая цветы и подарки от восторженной публики, оба героя вновь принимались играть — то Дебюсси, то Пьяццоллу, каждый из который звучал просто неповторимо благодаря этим исполнителям.

Уже в следующем году фестиваль «Звезды на Байкале» может выйти из концертных залов и сыграть в формате «оупен-эйр».

Во время концерта Денис Мацуев назвал Владимира Спивакова одним из самых совершенных скрипачей во всей истории скрипичного искусства. «Я благодарю судьбу за то, что могу играть с вами, быть на одной сцене, записывать диски и давать концерты», — признался он прямо со сцены. Финальный концерт поставил яркую точку во всем фестивале, а скрипка Страдивари в руках Владимира Спивакова сумела заразить грустью каждого слушателя.

Впрочем, художественный руководитель фестиваля отметил, что для него все события фестиваля стоят на одной планке. «Для меня концерт фонда «Новые имена», аукцион «Нота До», выступления Володина и Кулешова стоят на одной планке, что и концерты Израильского филармонического оркестра, потому что каждый из этих музыкантов уникален, как и все события фестиваля. Это приношение иркутской публике происходит всегда честно, откровенно и на высочайшем уровне. Конечно, приезд дирижера Зубина Меты — это мировая сенсация, поскольку он впервые оказался в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но и все остальные мероприятия просто неповторимы», — отметил Денис Мацуев.

Делясь впечатлениями от пережитого за эту неделю, что длился фестиваль, Денис Мацуев сказал, что в этот раз был сам в очередной раз поражен услышанным. «В этот раз в Иркутске состоялось одно из самых феноменальных исполнений «Жизни героя» Штрауса, на которых я был, — сказал он. — Не знаю, почему это происходит, видимо, природа и Байкал так влияют на музыкантов, но здесь случаются действительно великие концерты. Я никогда не забуду, например, Четвертую симфонию Чайковского в исполнении Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра. Я такой Четвертой симфонии не слышал никогда в своей жизни. Что-то здесь у нас происходит, конечно. Но наша задача сейчас действовать и брать курс на строительство нового концертного зала. Потому что театр не может передать то уникальное звучание оркестров, которые приезжают сюда. Он просто не приспособлен для этого. Я благодарен театру, но нам без зала дальше просто никак. Потому что такой фестиваль должен иметь настоящий зал, с хорошей акустикой».

Впрочем, как бы быстро ни решился вопрос со строительством концертного зала в Иркутске, его все равно не успеют построить к юбилейному фестивалю, который состоится в следующем году. И у художественного руководителя уже есть определенные мысли, чем он будет удивлять публику. «После Израильского оркестра нам будет, конечно, сложно удивить иркутскую публику, но мы все же постараемся сделать это на десятом фестивале в следующем году. На мой взгляд, фестивалю немножко не хватает открытости. Нам нужно выйти из концертных залов, в первую очередь провести концерты в формате оупен-эйр, и они должны пройти для большой аудитории, — рассказал он. — Мы попробовали сделать это в августе этого года на открытии фестиваля «В кругу семьи». Это была проба пера для ограниченного количества публики, но главное все получилось, мы поняли, что это можно делать. Мне очень понравилось. Поэтому мы будем работать в этом направлении — например, в центре Иркутска можно сделать большой концерт с детским симфоническим оркестром или губернаторским оркестром. На мой взгляд, также должно больше проходить просветительских мероприятий для нашей публики — творческие встречи с гостями фестиваля, мастер-классы, чтобы было общение и атмосфера кипела не только на концертных площадках, а во всем городе».

Антон Кокин