Скопировать успех

Предложения на рынке франшиз позволяют подобрать под себя любой наиболее привлекательный вид бизнеса

Открывая свое дело, бизнесмен всегда идет на риск — проект может оказаться провальным из-за любой неучтенной детали. Но избежать ошибок можно, если строишь свой бизнес по уже готовой схеме — четкой, отлаженной, продуманной до мелочей. Франшиза известного бренда — это возможность скопировать успешный опыт и твердо встать на ноги без обидных падений.

Безрисковое начало

Выражение «собственный бизнес» всегда считалось синонимом слова «риск». Тщательные расчеты необходимых вложений и сроков окупаемости, анализ рынка, изучения спроса и предложения, анализ потенциальной аудитории покупателей — уже на подготовительном этапе появляется риск, что в случае неправильной идеи затраты на всю аналитику не окупятся и превратятся в убытки. Дальше — больше: любое отклонение от первоначального плана может увеличить размеры инвестиций и отдалить срок окупаемости. Попросту говоря, бизнес будет требовать вложений и не приносить доходов больше времени, чем предприниматель может себе позволить. Кроме того, всегда остается угроза того, что при грамотно продуманном бизнес-плане сама изначальная идея покажется конечному потребителю пресной и невкусной, без изюминки, и дело заглохнет из-за отсутствия интереса. Рисков масса. Но есть возможность их избежать — взять за основу идею, которая уже доказала свою состоятельность благодаря стабильно высокому спросу со стороны аудитории и постоянно растущим доходам. Речь не о плагиате — воровать чужие идеи неэтично и дорого (в случае если автор поймает за руку), а о легальной возможности работать под крылом сильного известного бренда, используя все его преимущества и невидимые остальным секреты.

Лицензия на работу под началом успешной компании — вот что представляет собой франшиза. На деле это объемный пакет документов, в котором детально прописаны все ключи к успешному бизнесу. Франчайзи (тот, кто покупает франшизу) обязуется исполнять все условия договора, какими бы они ни были. В пакете документов, который франчайзер отдает франчайзи, прописаны не только необходимые инвестиции, срок окупаемости и ожидаемая прибыль. Прописаны цены, акции, скидки. Прописаны детали ведения бизнеса, где, как известно, мелочей нет. Размер помещения и его местоположение, детали интерьера, степень освещенности, цветовая гамма, выкладка товара для торговых компаний, особенности сервировки блюд — для кафе и ресторанов. В общем, при такой сделке франчайзи в обмен на денежные знаки получает полную детальную стратегию построения успешного бизнеса и известный раскрученный бренд себе в помощь.

Однако не все так легко и красиво: получая от франчайзера все эти преимущества, покупатель франшизы берет на себя и немалые обязательства, главное из которых — соответствие высоким стандартам, которые установила компания. Для потребителя не важно, в какой магазин он заходит — открытый непосредственно головной организацией или франчайзи. Покупатель в любом магазине одной торговой марки, не важно, в одном ли городе, или в разных концах страны, должен получить одинаково высокое качество по одинаковым ценам. Зайдя в Новосибирске в кафе и оценив интерьер и волшебные, тающие во рту десерты, клиент ожидает точно такого же вкуса блюд и общей атмосферы от заведения этой марки, только что открывшегося в Иркутске. Если он не получит качественного сервиса или поймет, что его кофе сварен из зерен не того сорта, что написано в меню, то на кафе с этим названием он больше не посмотрит ни в родном городе, ни в Санкт-Петербурге, ни в Калининграде. А такая реакция является упущенной прибылью для франчайзи из разных городов. За несоблюдения требований франчайзер может и лишить партнера права работать под своим брендом — дабы не портил репутацию компании.

Глобальные бренды в местном масштабе

Привлекательность франшизной схемы, когда начинающий предприниматель может открыть бизнес под крылом сильной компании, понимают и финансовые организации. Для банка выдать займ для развития бизнеса по франшизе намного более выгодно — ведь риски в этой схеме минимизируются. Первым из банков это осознал Сбербанк — еще в конце 2011 года он запустил программу «Бизнес-старт». Ее суть заключается в том, что клиент может взять кредит на открытие бизнеса по франшизам, аккредитованным в банке — всего программ сегодня 47, но они постоянно обновляются. Потенциальные бизнесмены имеют возможность открыть на выбор салон красоты, ресторан, передвижную автомойку, прачечную самообслуживания, заняться предоставлением риэлторских услуг. Недавно список аккредитованных франчайзеров дополнили проекты магазинов одежды для будущих мам и рестораны быстрого питания, а также были актуализированы действующие бизнес-модели детских развивающих центров, спортивно-оздоровительных клубов и детской и подростковой одежды. В Иркутске по программе уже действует фитнес-клуб, также несколько проектов открыты в республике Бурятия и Чите. Всего банк готов выдать до 80% от суммы, необходимой на развитие бизнеса.

Хотя по программе Сбербанка крупные бренды в Иркутск еще не зашли, в городе примеры бизнеса, начатого по франшизе, встречаются на каждом шагу — в буквальном смысле. Иркутяне едят в кафе, которые уже действуют во многих городах России и мира (Traveler’s coffee, Subway, «IL Патио«), одеваются в известных далеко за пределами столицы Восточной Сибири магазинах одежды (BAON, Kira Plastinina, «Гулливер«), покупают бижутерию известных производителей (Nominations) и даже спортом занимаются в клубах, открытых по франшизе — речь о брендах с мировым именем Gold’s Gym и World Gym.

Возможно, кстати, что вскоре иркутский рынок обогатится еще одним всемирно известным брендом. Группа компаний «Материк» в настоящее время рассматривает возможность открыть в Иркутской области сеть кафе быстрого питания Burger king. И хотя говорить о точных датах открытия первого заведения еще рано, в компании пояснили, что до 2015 года в регионе планируется открыть 10 кафе. Burger king — это не просто фаст-фуд с мировым именем, это технологии, логистика, метод работы и вековой опыт. То есть мы покупаем не просто имя, а, можно даже сказать, образ мыслей, технологии и прочее», — отметил ресторатор, председатель совета директоров ГК «Материк» Игорь Кокоуров.

На фоне открывающихся под копирку успеха кафе на рынке франшизного ресторанного бизнеса Иркутска есть и неудачные примеры. Так, одно из заведений города, работающее под брендом Traveler’s coffee, ровно через год после открытия сменило вывеску с узнаваемой по всей Сибири на нейтральную «Кофе-бар №1». Напомним, «Тревелерса» в Иркутске было два — один на улице Пролетарской, второй — на Киевской. Оба проекта были запущены по франшизе, однако владельцы у них были разные. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что первое кафе ушло от франшизной схемы в связи с невозможностью изменить прописанную в документах схему работы: «Сеть Traveler’s coffee принципиально не работает со спиртным: в меню нет ни одного блюда или напитка на основе алкоголя. Владелец «Тревелерса» на Пролетарской столкнулся с тем, что за помещение ему приходится платить очень высокую аренду, которая «съедала» большую часть выручки. В результате было принято решение отказаться от франшизы и работать под собственной вывеской, но изменить меню, в том числе включить туда алкоголь». Как в этой ситуации владелец заведения поступит с интерьером, который в настоящее время остается фирменным «тревелерским», и с меню, в котором также присутствуют прошлые элементы громкого имени, пока неизвестно.

Иркутский опыт пошел в массы

Не всякий регион может похвастаться тем, что является родиной громкого известного бренда. Иркутская область имеет такое право: три с половиной года назад здесь зародилась сеть ирландских пабов Harat’s. Идейным вдохновителем проекта и его организатором выступил Игорь Кокоуров. Открыв первый паб в 2009 году, менее чем через год компания вышла на рынок Красноярского края. Сейчас в сеть входят 36 заведений в 14 городах России. Больше всего пабов работает в их родном регионе: в Иркутске, Ангарске и Шелехове открыто 11 «Хэратсов», семь — в Красноярске, четыре в Краснодаре, по два в Томске, Новосибирске, Кемерово и Москве, по одному заведению действует в Омске, Улан-Удэ и Санкт-Петербурге. И это не предел, считает Сергей Беспалов, директор по развитию компании Harat’s pub Russia (правообладатель торгового знака Harat’s): «Уже строятся пабы в Чите, Ростове-на-Дону, Самаре, третье заведение в Кемерово, второе в Хабаровске. Мы планируем открыть еще несколько «Хэратсов» в Приангарье: как минимум один в Иркутске, в районе Ново-Ленино, также нам интересен Братск. В целом же мы считаем, что в Иркутской области может работать до 15 пабов.

Есть еще предложения по открытию пабов в других городах — так, нам очень интересны емкие рынки Москвы и Питера». При этом, отмечает эксперт, географическими границами России компания не намерена ограничиваться: к проекту уже есть интерес потенциальных инвесторов из Таиланда, Белоруссии, Казахстана, Украины и Черногории.

На вопрос, в чем секрет проекта, за очень короткое время покорившего Россию, Сергей Беспалов отвечает не раздумывая: в его четкой проработке и при этом возможности быть вариативными. «С одной стороны, мы продаем технологии. Даем франчайзи 20% механизмов, которые обеспечивают 80% прибыли. И от них мы не даем отступать: например, ни в одном заведении мы не заводим официантов, опираемся на минимальное меню и небольшое число работников кухни, требуем обязательного соблюдения технологии по охлаждению пива и определенного набора его марок. Мы не ставим требований просто так — каждый из этих обязательных пунктов мы обосновываем, объясняем. Что касается охлаждения пива — этим мы добиваемся более долгого хранения продукта и сохранения его вкуса. Требования по отсутствию официантов и охранников тоже вполне логично: без официантов все чаевые получают бармены в общий банк, и в конце недели в случае недостачи деньги берутся оттуда. При наличии официантов такая схема была бы невозможна. Но при этом позволяем некоторую вариативность, гибко реагируем на особенности и потребности каждого региона.

Например, в пабах в Краснодаре подают раков, а на Волге задумываются о включении в меню традиционной волжской рыбы. В Кемерово у нас была ситуация, что одну марку пива местные посетители не покупали. Почему — неизвестно, но мы отреагировали на это и заменили марку на другую. Кроме того, сами наши пабы вариативны: есть заведения для исключительно студенческой аудитории, есть те, куда ходят люди постарше и посолиднее», — рассказывает Сергей Беспалов.

Немалый плюс для потенциальных франчайзи несет и четко прописанная финансовая схема проекта: стоимость паба площадью 180 кв. м составит от 9 млн руб., площадью 220 «квадратов» — 12 млн. Сюда уже входит паушальный взнос (1 млн) и помощь по открытию заведения, в том числе дизайн-проект будущего помещения. Что касается роялти, то оно в сравнении с общепринятыми стандартами крохотное: 25 тыс. руб. ежемесячно, тогда как в среднем роялти составляет 5-6% от оборота. При этом компания оказывает маркетинговую поддержку. Собственно, об успехе проекта Harat’s говорит постоянно растущее число заведений этого бренда. За все время работы ни одна компания не отказалась от франшизы.

Клиенту компании или постоянному гостю ресторана нет дела до того, по какой схеме открыто заведение: самостоятельный ли это региональный бизнес, зашедшая в город федеральная сеть или франшиза. Но во многом благодаря бизнесменам, готовым купить право на работу под известным брендом, в городе появляются действительно интересные проекты высочайшего уровня. Так, например, ГК «Материк» получила согласие от мировой марки Fuller`s (Fuller Smith & Turner) на открытие традиционного английского паба в Иркутске. В Англии под этим брендом работает более 100 пабов, в России же их всего два: в Москве и столице Восточной Сибири. Это является событием для Иркутска и прецедентом для англичан.

Даже по количеству открытых по франшизной схеме проектов в Иркутске можно судить о ее популярности и востребованности. Поэтому Приангарье продолжает ждать появления других интересных франшиз.