Сколько причитается Байкалу?

Миллиарды рублей на охрану Байкала. На минувшей неделе стала известна предварительная сумма, которую готов выделить на эти мероприятия федеральный центр в рамках целевой программы (пока существует лишь в виде концепции — ВФ). Первые получатели господдержки — заповедники и нацпарки Байкальской территории — уже планируют, как распорядиться деньгами. А вот ученые и экологи уверены, что все эти действия лишь косвенно будут связаны с охраной объекта всемирного наследия.

Руководители национальных парков на Байкале готовы за счет федеральных средств обустроить для экологического туризма наиболее привлекательные уголки на побережье. Фото Евгения Козырева

«Зеленые» рубли

Более 48 млрд рублей планируется предусмотреть в рамах ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории до 2020 года» из федерального бюджета. Регионы — Бурятия и Иркутская область — в рамках софинансирования на мероприятия должны выделить 6,5 млрд. Внебюджетные источники составят 2,5 млрд рублей.

Напомним, что это уже третья программа, связанная с природоохранными мероприятиями Байкала. Первые две оказались неудачными — признают и экологи, и сами чиновники, утверждавшие документы. На сей же раз все будет по-другому, уверены последние. Ведь речь идет, как замечают сами чиновники, о совершенно ином объеме финансирования — на озеро и Байкальскую территорию решено потратить миллиарды. И практически все за счет федерального бюджета. К примеру, в предыдущей программе по охране озера главным инвестором в экологию должны были стать внебюджетные источники — 72%, на регионы приходилось 4%, остальное — федерация.

Первоочередным мероприятием в новом документе названо развитие особо охраняемых природных территорий: Байкало-Ленского, Байкальского, Баргузинского заповедников, Забайкальского, Прибайкальского нацпарков. Речь здесь идет о сумме в 1 млрд рублей. Средства будут направлены на сохранение биоресурсов: воспроизводство омуля и осетра, мониторинг и защиту берегов. Также правительство рассчитывает на увеличение туристического потенциала ООПТ, снижения там площади лесных пожаров. Порядка 227,24 млн рублей будет затрачено на «ликвидацию накопленного экологического ущерба» и развитие государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории — 775,76 млн рублей.

Еще одной острой проблемой, требующей «неотложных действий», в программе названы хранилища хвостов обогащения полезных ископаемых бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината.

Вскользь упоминается и о том, что решена будет в 2012-2013 годах проблема с другим загрязняющим озеро предприятием — Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом.

Зато куда детальнее прописаны в концепции мероприятия, связанные с проблемами по мусору, загрязняющему Байкальскую территорию. Так, в 2014-м, если верить документу, везде будут построены мусорные полигоны, мусороперерабатывающие станции, очистные сооружения, а котельные даже будут переведены на газ. Возведут нетипичные для сибирских регионов объекты — пожарно-химические станции. С 2015 года по 2020 на эти цели будет тратиться от 7 до 10 млрд рублей в год.

В результате таких «манипуляций», как указано в концепции ФЦП, произойдет снижение выброса загрязняющих веществ в акваторию Байкала на 50%, понизится негативное воздействие отходов на окружающую среду. Повысится эффективность использования рекреационного потенциала ООПТ. Сохранятся и будут воспроизведены биологические ресурсы Байкальской природной территории.

Шопинг за госсчет

Несмотря на то, что сумма пока названа лишь предварительная, а сама программа и вовсе не готова (предположительно, будет утверждена к концу 2011-го), потенциальные получатели госфинансирования уже планируют, как потратить федеральные средства. В первую очередь администрации охраняемых природных территорий.

С ними, кстати, уже получился небольшой казус в рамках выполнения некоторых мероприятий ФЦП. Дело в том, что сама программа рассчитана была изначально на период 2011-2020 гг. Именно этот срок и был обозначен во время презентации документа год назад на VI Байкальском экономическом форуме. Однако принять саму программу пока до сих пор не удалось. Чтобы не отступать назад после таких публичных заявлений, в правительстве страны решено было все-таки начать запланированное в ФЦП на 2011 год финансирование, но пока направлять деньги по другим статьям расходов (чтобы не противоречить Бюджетному кодексу РФ).

Так и получилось, что заповедники и нацпарки Байкальской территории получать первые транши начали уже в этом году, до принятия самой программы.

Один из них — Прибайкальский национальный парк. По словам директора парка Олега Апанасика, администрация парка еще в 2010 году составила свой перечень первоочередных мероприятий, на который им необходимо выделить деньги. В итоге на 2011 год им было выделено 98 млн рублей. «Средства были выделены нам по линии финансирования федерального учреждения, к которому нацпарк относится, однако нас предупредили, что деньги эти предполагались в рамках программ «Охрана озера Байкал», — признается директор.

И действительно, в минувшие годы финансирование Прибайкальского, так же как и других подобных ему учреждений, осуществлялось практически по остаточному принципу (в 2010 году Прибайкальский получил всего 30 млн из федерального бюджета — ВФ), поэтому небывалая щедрость Минфина РФ в 2011 году была истолкована однозначно. «Мы их так и называем сами — программные», — признается руководитель.

Запросила администрация парка деньги на покупку новой техники, на авиапатрулирование, на различные виды услуг, которые оказывают территории сторонние организации (к примеру, привлечение специалистов на тушение пожара). В итоге, по словам господина Апанасика, учреждение свои позиции благодаря «программным деньгам» улучшило — улучшилось противопожарное обеспечение, охрана территории и патрулирование. К примеру, были заказаны три новые пожарные машины на 2 млн рублей. Для десяти лесничеств парка заказаны катера и лодки

На что же получат финансирование в 2012 году, в нацпарке пока сказать затрудняются. Свой список «пожеланий» руководство уже составило и направило его в Москву для ознакомления. Прежде всего там по-прежнему — первоочередные расходы на ГСМ для техники заведения. «Сегодня мы уже практически обновились по технике, и ее не просим. Нам нужно финансирование на то, чтобы упорядочить туристический поток. Для этого мы планируем обустроить туристический маршрут, по которому должны передвигаться на охраняемой территории люди. Сейчас мы уже заказали проекты этих туристических троп, стоянок, обустраиваем места для сбора мусора», — рассказывает директор охраняемой природной территории. Исполнятся ли пожелания, станет известно, скорее всего, к концу осени, когда будет доверстываться федеральный бюджет. Администрация же свои перспективы оценивает высоко, ведь в 2011-м их не обделили и прислушались практически ко всем предложениям.

Не скрывают своего восторга относительно новых горизонтов по освоению бюджетных средств и сами регионы. Так, в министерстве природных ресурсов Бурятии назвали прогнозные суммы, которые должны к ним поступить, «приемлемыми».

«Если в таких объемах к нам будут поступать деньги, то цель программы — охрана Байкала и прекращение негативного воздействия на экосистему озера — будет достигнута», — заявил первый замминистра Александр Лбов.

Радость республиканцев, в общем-то, легко объяснить. Ведь в рамках ФЦП по охране озера будут, к примеру, профинансированы и такие мероприятия, как защита Улан-Удэ от наводнений. А это, по идее, полномочия республики, однако выходит, что часть нагрузки за социальную сферу регион с себя благополучно снимет — за счет больших федеральных денег на экологию Байкала. Так, сейчас в Бурятии уже начались работы (за счет выделенных авансом в рамках ФЦП денег) по ликвидации «хвостов» Джидинского вольфрамомолибденового комбината.

Байкал обделили

Каких бы экологических благ ни сулила очередная программа «Охрана озера Байкал» регионам и заповедникам, в ее функциональность верят далеко не все. К примеру, не одобряют как саму концепцию ФЦП, так и подход к использованию господдержки ученые и экологи. Обещанные миллиарды, считает руководитель Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев, могли бы быть использованы с большей пользой, нежели так, как предлагается сейчас в новом документе.

Нарекание, главным образом, вызывает у ученого тот факт, что создаваемая для защиты озера программа в итоге приобрела совсем другие цели. «Акватория и центральная зона — это и есть участок всемирного природного наследия. Именно на этих участках и нужно работать в рамках программы «Охрана озера Байкал», а не размывать финансирование на сторонние мероприятия, которые всего лишь выполняются под эгидой охраны Байкала, а прямого отношения к этому вообще не имеют», — категорично замечает ученый.

Охрану самого озера в программе подменяют охраной всей Байкальской территории, на что и «размывается» государственное финансирование, отмечает Михаил Грачев и приводит пример — укрепление берегов рек, находящихся в акватории Байкала, входит в первую очередь в сферу интересов РЖД и дорожных ведомств. А для объекта всемирного наследия при проведении подобных мероприятий принципиально ничего не изменится.

Еще один пример — Джидинский комбинат, которому также уделяется много внимания в концепции ФЦП. Он едва ли может стать угрозой для озера, уверен Михаил Грачев: «Ученые Лимнологического института исследовали устье реки Джиды. Никаких примесей тяжелых металлов там нет». Конечно, на этой территории можно и, возможно, нужно делать что-то с так называемыми «хвостами» (хотя у ученых на этот счет расходятся мнения). Но ведь это делается в интересах территории, а не в интересах Байкала. Соответственно, целевое финансирование должно идти под другими лозунгами».

К нецелевым расходам отнес ученый и другие мероприятия программы по охране Байкала: увеличение биомассы ценных пород рыб, тушение лесных пожаров, мониторинг состояния животного и растительного мира на Байкальской природной территории.

Те же миллиарды, которые готова отправить федерация в регионы, предлагает академик пустить в первую очередь на Центральную экологическую зону. Организовать централизованные места для приема стоков с плавсредств, которые сегодня все отходы спускают прямо в Байкал. Построить новые и привести в порядок старые канализационно-очистные сооружения в населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне. Здесь в первую очередь рекомендует Михаил Грачев обратить внимание на «визитную карточку» Иркутской области — поселок Листвянка, который и вовсе не имеет КОС, что уже отразилось серьезно на состоянии прибрежных вод. Кроме того, необходимо решить два почти риторических вопроса — по землепользованию в Центральной зоне и по закрытию Байкальского ЦБК. «Нужно использовать принцип внедрения новых технологий и добиваться снижения сбросов в сами воды Байкала и выбросов в зоне атмосферного влияния», — предлагает взять на вооружение Михаил Грачев.

Еще ранее против разработанной концепции ФЦП высказывались и общественники, объединившиеся в коалицию под лаконичным лозунгом «За Байкал!». Они подметили тот же феномен, что и ученые — в программе, которая должна способствовать охране озера, очень схематично говорится об этой главной задаче. Из текста концепции следует, что такая деятельность ограничится лишь научными исследованиями, а конкретная работа остается без должного внимания. Ничего не говорится и о главной болевой точке — Байкальском ЦБК, заявляют экологи.

«Документ крайне важен. Он описывает многолетнюю стратегию страны по охране уникальнейшего природного объекта. Мы не имеем права оставить в концепции неточности или пустоты», — заявил руководитель Байкальской программы «Гринпис» России Роман Важенков. Правда он, в отличие от академика Грачева, предлагает не сужать круг ответственности, а наоборот, расширить его — прописать самые разные нюансы проблемы: от снижения загрязнения Селенги до поддержки экологически ориентированного малого и среднего бизнеса.

В общем, пока в товарищах согласья нет. Тем временем федеральное правительство готовит уже более детальный документ — собственно программу с утвержденной сметой расходов по отдельным мероприятиям. Скорее всего, к концу осени станет известно, какие суммы и кто получит в 2012 году в рамках работы по охране озера. Решать, какой вариант программы необходим для Байкала, тогда уже будет поздно.