ŠKODA: от велосипеда до болида

Любая уважающая себя автомобильная компания бережно относится к своей истории. ŠKODA не исключение. Ее музей, в котором выставлено несколько десятков моделей — ярких представителей того или иного отрезка времени на протяжении всей почти 120-летней истории марки — находится в городе Млада Болеслав. Корреспондент Al ознакомился с этой экспозицией также в рамках организованного ŠKODA пресс-тура.

Почетное место в музее занимает старинный… велосипед. Именно с этого средства передвижения основатели марки ŠKODA Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин начали совместное предприятие в 1895 году. Модель велосипеда называлась «Славиа», в отличие от современных двухколесных собратьев она не имела холостого хода — ездоку приходилось все время крутить педали. Благо, спустя всего три года в мастерской начинается выпуск первых мотоциклов. От велосипедов их отличал одноцилиндровый мотор, вмонтированный в раму. Модель пользовалась популярностью, хотя и обладала специфическим недостатком — повышенным расходом масла. По словам сотрудников музея, смазки этот мотор потреблял не меньше, чем топлива. Именно поэтому в придачу к мотоциклу покупателям выдавали ручной масляный насос, пользоваться которым приходилось через каждый десяток-другой километров. Но технический прогресс шел быстро, спустя несколько лет мотоциклы под маркой «Лаурин и Клемент» стали совершеннее, была расширена и модельная линейка (выпускались трехколесные вариации, поставлявшиеся в том числе на экспорт).

К 1905 году компания Laurin&Klement доросла до выпуска первого автомобиля под названием Voitturette. Он имел деревянную раму и колеса, мог развивать скорость до 40 км/ч и по меркам того времени стоил несколько годовых средних зарплат. Спустя десяток лет автомобили компании начали завоевывать популярность в различных странах мира, правда, пользовались ими в основном состоятельные люди. Любопытный факт — в представительских машинах начала прошлого века пассажирский салон был отделан сукном. Кожа при этом не считалась роскошным материалом, ею обшивали исключительно сиденье водителя.

В 1925 году произошло важнейшее событие: Laurin&Klement вошла в состав крупного промышленного концерна Škoda Plzeň. Так появилось уже известное сейчас название, возник и узнаваемый логотип бренда. За это время компания выпустила немало популярных моделей.

Большинство из них и размещены в музее ŠKODA. Стоит отметить, что здание музея еще 20 лет назад было действующим цехом по выпуску автомобильный двигателей. Сейчас это полноценное выставочное пространство площадью около 2 тыс. кв. метров, разбитое на несколько тематических зон. Предлагаем вашему вниманию виртуальную прогулку по музею.