Ситуация на дорогах обостряется

Количество ДТП в Приангарье увеличилось на 29%, а число погибших — на 40%
За первые месяцы этого года в Иркутской области резко осложнилась ситуация на дорогах. Количество дорожно-транспортных происшествий в текущем году выросло на 29%, по сравнению с аналогичным периодом 2012-го, число погибших — на 40%, раненых — на 32%. Заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков на заседании региональной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения оценил эту работу на «двойку».

Обеспечение безопасности дорожного движения в Приангарье выполняется на «двойку» — за первые два месяца резко выросли все показатели аварийности. Фото Евгения Козырева

Недавно был опубликован рейтинг безопасности российских дорог по результатам первых двух месяцев 2013 года — одним из фигурантов списка самых проблемных регионов стала и Иркутская область. В Приангарье в этот период резко выросло количество ДТП (с 337 до 431 случая), погибших (с 43 до 60 человек) и пострадавших (с 421 до 553 человек). Хотя 2012 год показал, казалось бы, положительную тенденцию: было совершено почти 3,5 тыс. ДТП — это на 5,1% меньше по сравнению с 2011 годом, погибло 529 человек и ранено 4,4 тыс. человек, что также было ниже, чем в 2011 году — на 1,5%.

Эксперты межрегионального центра «За безопасность российских дорог» связывают ухудшившиеся показатели с низкой дисциплинированностью водителей, умышленно нарушающих ПДД. При этом местные власти не занимаются профилактикой аварийности среди водителей — большие надежды возлагаются на камеры автоматической фиксации нарушений, которые считаются лучшим средством для решения дорожных проблем. Кроме того, в организации отметили стремительный рост количества личных автомобилей: каждый месяц автопарк Иркутской области прирастает на 1-1,5 тыс. единиц, а уровень подготовки в местных автошколах, утверждают в центре, остается невысоким.

Как рассказал начальник Управления ГИБДД Иркутской области Сергей Панченко, наиболее неблагоприятная обстановка складывается на территории Иркутска, Ангарска, Усть-Илимского, Усть-Кутского и Эхирит-Булагатского районов. Главной причиной ДТП, как и раньше, остается превышение установленного скоростного режима, число происшествий из-за высокой скорости за два месяца выросло на 56%. На 27% увеличилось число ДТП из-за непредоставления преимущества пешеходам на переходах. На 12% — из-за выезда на полосу встречного движения и нарушения правил проезда перекрестков.

Но больше всего специалистов волнует ситуация, связанная с детским дорожно-транспортным травматизмом. Иркутская область входит в число девяти регионов России, где количество погибших детей на дорогах растет. «В прошлом году был отмечен рост числа погибших с 21 до 24 человек. В текущем году уже произошло 43 происшествия с участием детей, в которых погибло пятеро и ранено 48 несовершеннолетних. При этом четверо из пятерых погибших не были пристегнуты ремнями безопасности, отсутствовали и детские удерживающие устройства. Это свидетельствует о том, как халатно относятся взрослые к безопасности собственных детей. Наиболее неблагоприятная обстановка с детским травматизмом зафиксирована в Иркутске, Ангарске, Иркутском, Слюдянском и Черемховском районах», — говорит Сергей Панченко.

В связи с увеличением ДТП заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков поручил министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Приангарья пересмотреть концепцию программы «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2013-2015 года».

«Работа над документом должна проводиться с учетом опыта субъектов России. Приоритет вложения средств должен быть направлен на те мероприятия, реализация которых даст реальные результаты. Совместно с ГИБДД нужно выбрать эффективные меры профилактики правонарушений на дорогах. Например, точно определить количество автоматических стационарных и передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД, необходимых для установки на всех участках трасс, где чаще всего регистрируется превышение скорости. Ведь любой водитель соблюдает скоростной режим, если знает, что штраф будет неминуем», — отметил на заседании Николай Слободчиков.

«Наиболее показательный опыт по работе с видеорегистраторами наблюдается в Татарстане. Учитывая переменный поток транспорта (утром в центр из спальных районов, вечером, наоборот — ВФ), в этом субъекте сделали ставку на передвижные комплексы. Таким образом, использование и передвижных, и стационарных видеорегистраторов позволит наиболее результативно отслеживать ситуацию на дорогах», — подчеркнул директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» Иркутской области Александр Николаев.

Еще один злободневный для Приангарья вопрос — железнодорожные переезды, на которых число ДТП также растет. Так, в 2011 году было на них зафиксировано четыре аварии, за весь 2012 год — девять, а с начала 2013 года — уже четыре (против двух за аналогичный период прошлого года — ВФ). В частности, 22 января произошло столкновение грузового автомобиля и пассажирского поезда на охраняемом железнодорожном переезде перегона Курят—Нижнеудинск ВСЖД. Водитель грузового трала нарушил правила дорожного движения, выехав на железнодорожные пути перед проезжающим подвижным составом, игнорируя установленную на переезде сигнализацию и дорожные знаки. В результате аварии жертв удалось избежать, произошел только сход одной тележки локомотива.

«На территории области сегодня насчитывается 146 переездов. Треть из них в черте городов Иркутск, Нижнеудинск, Черемхово. В 2012 году на их содержание ВСЖД затрачено более 100 млн рублей, в том числе 68 млн рублей на капитальный ремонт и модернизацию. С 1997 года на ВСЖД был закрыт 51 переезд, из них 21 в Иркутской области. Конечно, наилучший способ обезопасить железнодорожное движение — пустить автотранспорт через путепроводы (их в регионе было построено шесть). Но это, во-первых, не входит в компетенцию железнодорожного ведомства, а во-вторых, очень дорогостоящее мероприятие, которое в одиночку ВСЖД не осилить. Только консолидацией всех структур: исполнительной власти области, законодательной, силовых ведомств, железной дороги можно решить эту проблему. Необходима целевая долгосрочная программа по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах, которая бы предусматривала строительство путепроводов и закрытие переездов, а также ужесточение дорожной дисциплины и правопорядка», — прокомментировал главный инженер Северобайкальского отделения ВСЖД Сергей Старцев.

Анастасия Елизарова