Сити-менеджер: человек без политических амбиций

Последний месяц 2014 года в Иркутске проходит под знаком грядущих изменений в политической жизни города. В ближайшее время система исполнительной власти, вероятно, сменит вектор развития: помимо традиционной должности мэра, в структуре администрации Иркутска появится и должность сити-мэнеджера. Инициатива, которая пошла от фракции партии «Единая Россия» в городской думе, уже поддержана на различных уровнях и, возможно, вступит в силу уже весной следующего года. Чего ждать горожанам от грядущих изменений и кто такой сити-менеджер?

Председатель думы Иркутска Дмитрий Бердников считает, что сити-менеджер — это руководитель городских служб.

Хроники принятия решения

Весной 2015 года заканчиваются полномочия главы Иркутска Виктора Кондрашова — пятилетний срок его мэрства подходит к концу. В связи с этим горожан должна была ожидать классическая процедура выборов нового градоначальника: предвыборная кампания кандидатов, день голосования, подсчет голосов, оглашение результатов. Однако сегодня дело идет к тому, что прямых выборов мэра в Иркутске больше не будет, вместо этого мэр будет избираться из числа действующих депутатов городской думы, а в пару к нему на контрактной основе будут нанимать сити-менеджера.

От выборов мэра предложили отказаться депутаты фракции «Единая Россия» в гордуме 27 ноября. Они обратились в политсовет регионального отделения партии и к коллегам-единороссам из Законодательного собрания Иркутской области с предложением выйти с инициативой об отмене прямых выборов мэра и введении института сити-менеджера по результатам конкурса на контрактной основе. «Все это позволит объединить усилия руководства города для преодоления негативных экономических явлений с минимальными потерями, позволит в полной мере осуществлять контроль за деятельностью администрации города Иркутска со стороны депутатского корпуса. А также приведет к экономии бюджетных средств, запланированных на проведение выборов мэра города Иркутска в 2014 году, это около 40 млн рублей», — высказал позицию единороссов руководитель фракции партии в городской думе Владимир Новожилов.

С этим предложением депутаты обратились к своему бывшему коллеге, депутату Законодательного собрания региона Андрею Лабыгину — ранее он занимал пост председателя городской думы. Он и стал автором законопроекта о введении новой системы управления Иркутском с формулой «сити-менеджер и мэр-председатель думы». Предполагается, что законопроект будет принят сразу в трех чтениях на последнем в этом году заседании ЗС 24 декабря. В этом случае сити-менеджер появится в Иркутске уже весной, сразу после окончания полномочий Виктора Кондрашова.

Как это работает?

Вокруг отмены прямых выборов в Иркутске сегодня складывается множество дискуссий. Чем именно будет заниматься сити-менеджер? Каким образом будет выбран человек на эту должность? Председатель городской думы Дмитрий Бердников объясняет, что именно скрывается за модным понятием «сити-менеджер»: «В нашем понимании это руководитель администрации города, человек, призванный на хозяйственную работу, имеющий силы, знания и опыт для управления, знающий системы коммуникации, транспортную сферу, знакомый с городским хозяйством. Директор, если хотите. Руководитель городских служб, — объясняет Дмитрий Бердников. — Могу предложить другой пример: крупная компания, где совет директоров нанимает генерального директора для управления бизнесом. Здесь такой же механизм, только управленца нанимает дума города Иркутска, она делегирует полномочия по управлению городским хозяйством в рамках заключенного контракта, а потом спрашивает с него».

Контрактная основа как механизм управления дисциплинирует человека, который намерен заниматься городским хозяйством. Никаких политических амбиций у него не должно быть, он только исполняет хозяйствующую деятельность в рамках своих должностных обязанностей.

Эксперт отмечает, что должность сити-менеджера предполагает обязательно нанятого на контрактной основе человека. «Контрактная основа как механизм управления дисциплинирует человека, который намерен заниматься городским хозяйством. Никаких политических амбиций у него не должно быть, он только исполняет хозяйствующую деятельность в рамках своих должностных обязанностей. Если он не исполняет свои обязанности, прописанные в контракте, то контракт с ним могут расторгнуть», — поясняет председатель гордумы.

Каким образом сити-менеджера будут выбирать, прописано в законодательных актах. Схема выбора и заключения контракта типовая: объявляется конкурс на занятие вакантной должности, претенденты подают заявки, каждая из которых рассматривается специально созванной комиссией в индивидуальном порядке. Комиссия будет формироваться по принципу 50 на 50: половину состава будет формировать дума города, другую половину — региональная власть, пояснил Дмитрий Бердников. Что касается мэра, то его будут избирать из числа депутатов сами народные избранники. В его обязанности также будет входить председательствование на заседаниях городской думы.

Взгляд со стороны

В России форма управления «сити-менеджер и мэр-председатель думы» была разрешена федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. В настоящее время должность сити-менеджера есть в 61 городе России, в том числе — в 58 столичных городах. Одними из первых на этот пусть вступили Тюмень и Курган, последним к тенденции привлекать городского управляющего — именно так буквально можно перевести название этой должности на русский язык — в 2014 году присоединился Ростов-на-Дону. А с 3-5 декабря институт сити-менеджера принят в Краснодарском, Красноярском краях и Липецкой области.

В Иркутской области понятие «сити-менеджер» звучит не впервые. Эта должность уже вводилась в Усолье-Сибирском и Братске, однако там появление городского управляющего сопровождалось скандалами и разногласиями. Однако Александр Голков, мэр Улан-Удэ, считает, что Иркутск не должен обращать внимание на неудачный опыт соседних городов: «То, что происходило в Братске и Усолье-Сибирском, непоказательно для Иркутска. Вы — столичный город, у вас совсем другие правила и обязанности», — отметил он на встрече с иркутскими депутатами 11 декабря, где ответил на вопросы, неизбежно возникающие при введении новой системы управления в городе.

В настоящее время должность сити-менеджера есть в 61 городе России, в том числе — в 58 столичных городах. Одними из первых на этот пусть вступили Тюмень и Курган, последним к тенденции привлекать городского управляющего — именно так буквально можно перевести название этой должности на русский язык — в 2014 году присоединился Ростов-на-Дону.

В столице Бурятии институт сити-менеджмента был введен в 2011 году. По словам Александра Голкова, за это время система сбоев не давала, наоборот — именно благодаря разделению политических и хозяйственных полномочий город стал функционировать эффективнее: «Система института сити-менеджера в нашем регионе успешно работает. Контракт с первым сити-менеджером заканчивается 21 декабря. Проблем в работе у нас не возникло. На мой взгляд, это лучшая система работы в городах с населением до миллиона жителей. Она, как правовая конструкция, работает гораздо лучше. Она работает в первую очередь на людей и для людей. Могу привести конкретные цифры. У нас нарушения в бюджетной сфере сократились в четыре раза, на 42% увеличилось строительство дорог, мы начали заниматься модернизацией транспортной системы города», — поделился успехами мэр Улан-Удэ.

Эксперты давно назвали введение этого института федеральным трендом, и многие предполагают, что в будущем эта схема управления будет введена по всей стране. С этим мнением согласен и Александр Голков: «В скором времени прямые выборы останутся только в городах федерального подчинения. В крупных мегаполисах, возможно, действительно нужны прямые выборы, чтобы соблюсти интересы всех групп населения, а в небольших городах, таких как Иркутск и Улан-Удэ, это не нужно».

Мэр столицы Бурятии заметил, что введение института сити-менеджера также решит проблему низкой явки избирателей на муниципальные выборы. Об этом же заявил Андрей Лабыгин, внося законопроект об отмене прямых выборов в региональное ЗС. По его оценке, в результате низкой явки избирателей на выборы, а также в результате возможного протестного голосования, к управлению городом может быть допущен непрофессионал. В случае введения должности сити-менеджера и выбора мэра из числа депутатов такого не произойдет.

Всесторонняя поддержка

Идею разделения власти между мэром и сити-менеджером поддержали различные представители политического мира Приангарья как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, одним из первых положительную оценку высказал Андрей Луговой, депутат Государственной думы РФ от Иркутской области, член фракции ЛДПР: «Мы считаем, что та форма правления, которая существует в городе, абсолютно неадекватна. Иркутск — город, который застыл в прошлом. Его надо встряхнуть, и мы сделаем это. Возможно, стоит подумать о введении в Иркутске должности сити-менеджера, который будет отвечать за хозяйство. Вопрос хозяйствования, особенно в сложных экономических условиях, в период санкций, требует пристального внимания и работы профессионала. Сейчас, когда выборы в городскую думу состоялись, пришло время всерьез задуматься о назначении сити-менеджера», — считает депутат Госдумы.

Коллега Андрея Лугового, депутат Госдумы Сергей Тен, член фракции «Единая Россия», также видит положительные стороны в появлении городского управляющего. Он отметил, что введение института сити-менеджмента в Иркутске — это профессионализация городского управления. «Смысл в том, чтобы городами руководили не политики, которые склонны к обещаниям, закрытости и сосредоточению власти в одних руках, а профессиональные хозяйственники», — заключил Сергей Тен.

Депутаты городской думы также положительно относятся к идее отмены прямых выборов мэра Иркутска. Об этом заявил Александр Ханхалаев, заместитель председателя гордумы: «У общества в целом должно появиться понимание того, что институт сити-менеджмента — это неплохо. Имеется богатый зарубежный опыт, свидетельствующий об эффективности такой модели управления. Мы не идем на ограничение демократических свобод, все принципы демократии соблюдаются. Избранные на прямых выборах населением депутаты будут избирать из своего состава мэра города, он же — председатель думы. Его функции — политическое руководство городом. А руководство хозяйственным блоком будет возложено на руководителя городской администрации или сити-менеджера». С ним согласен коллега-депутат Евгений Стекачев: «Я считаю, что будет правильным разделить хозяйственную и политическую функции при управлении городом. Довольно часто при решении каких-то сложных вопросов политик смотрит в первую очередь на электоральный эффект, а не на то, что будет полезней для города. Иногда ведь для пользы дела надо принимать непопулярные меры, которые имеют отложенный положительный эффект. И вот профессиональному управленцу, не зависящему от того, как он будет смотреться в глазах избирателей, проще принимать правильные решения».

Именно в этом многие видят суть разделения политической и управленческой жизни Иркутска. При прямых выборах мэра, когда глава единолично отвечает за все сферы развития города, во время политических дрязг и столкновении амбиций в первую очередь страдают горожане. А при наличии сити-менеджера — крепкого хозяйственника, относящегося к городскому хозяйству как к бизнес-проекту, который надо вывести к высоким показателям — никакие политические бури не помешают развитию Иркутска.