Сирано де Бержерак запел

Первое музыкальное прочтение классической пьесы Ростана «Сирано де Бержерак» предложил своим зрителям под занавес года музыкальный театр им. Н.М. Загурского. Впервые мюзикл по этому материалу на иркутской сцене поставил известный петербургский режиссер Владимир Подгородинский, который посвятил эту постановку ушедшему в начале года директору театра Владимиру Шагину. Премьера спектакля о предначертанности судьбы творца, как охарактеризовал его режиссер, состоялась 18 декабря.

Хрестоматийная пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» о любовных страданиях поэта-дуэлянта, лицо которого обезображено огромным носом, со времени своего написания в 1897 году ставилась, кажется, на всех сценах мира, правда исключительно драматических. Популярность этого романтического сюжета по неведомым причинам продолжается до сих пор — время от времени совершенно разные театры России ставят эту пьесу с разным успехом, а кинорежиссеры исправно делают экранизации. Вот и в Иркутске местные театралы тоже давно знают «Сирано де Бержерак» — в постановке драматического театра имени Охлопкова. Однако музыкального спектакля по этой теме, как ни странно, в нашей стране не было до этого года ни в одном городе.

Мюзикл «Сирано де Бержерак» в музыкальном театре Загурского должен был стать мировой премьерой, однако иркутян опередил Новосибирский театр музыкальной комедии, поставивший этот материал в июне. Первоначально иркутская премьера была намечена на май, но в силу различных обстоятельств была перенесена. Идея этой постановки принадлежала еще прежнему директору театра Владимиру Шагину, внезапно ушедшему из жизни в январе этого года, поэтому режиссер Владимир Подгородинский, Заслуженный деятель искусств России, решил посвятить эту постановку именно ему. «Шагин тоже в чем-то был Сирано, хотя и не был уродом, наоборот, он был красивым мужчиной. Он прожил непростую жизнь, очень тернистую, но к концу, безусловно, успешную, — сказал постановщик накануне премьеры в Иркутске. — На мой взгляд, он был одним из лучших директоров, даже лучшим из тех, с которыми мне приходилось работать».

Спектакли петербургского режиссера Подгородинского хорошо известны иркутскому зрителю. «Прелести измены» (2009), «Скрипач на крыше» (2010), «Цезарь и Клеопатра» (2011), «Блудный сын» (2012) — все его постановки отличает яркость и авторское видение материала. Вот и в своей новой работе Владимир Подгородинский сумел найти свое собственное прочтение классического материала. «Загадка Сирано для всех общая — почему такой мужчина, брутальный и талантливый одновременно, уступает какому-то юнцу свою возлюбленную? Честно говоря, я бы так не поступил, — признается он. — Собственно, эту причину я пытался исследовать, и зрители найдут ответ в финале. На самом деле Сирано прежде всего поэт, и его поглощает другая любовь — к музе, хотя Роксану он очень любит, как земную женщину. Поэтому отношения поэта и музы выходят на первый план. И ведь если посмотреть на историю, у большинства великих поэтов личная жизнь складывалась не очень удачно. Мой спектакль — прежде всего о предначертанности судьбы творца. Все великие мира сего женаты на своем искусстве, поэтому все то, что происходит в пьесе, в общем-то, абсолютно закономерно».

Такая режиссерская трактовка, кстати, делает постановку не столь трагичной, как привыкли зрители. В финале Сирано уходит в бесплотный мир вместе со своей музой, которая сопровождала его на протяжении всего спектакля. Чтобы подчеркнуть воздушность этого персонажа, его божественную природу, роль музы исполняют солистки балета (в разных составах — Мария Стрельченко и Дина Ясницкая).

Музыкальную основу спектакля (что, собственно, и сделало его мюзиклом) создал один из самых востребованных театрами современных композиторов Владимир Баскин. «Сирано де Бержерак» самая свежая его работа — по словам режиссера Владимира Подгородинского, последние штрихи в партитуру вносились еще в мае этого года. В данном случае перед автором стояла задача отразить в одном музыкальном полотне сразу три стилистических пласта: непосредственно мюзикл с присущими ему шлягерными темами, комическую оперу-буфф и героическое, роковое начало, подчеркнутое содержанием оригинальной пьесы, сюжет которой в постановке сохранен за самыми небольшими исключениями.

Новый мюзикл театра им. Загурского «Сирано де Бержерак» наверняка придется по вкусу любителям этого жанра, поскольку в нем есть все для успеха у публики: и запоминающиеся песни, и накал страстей, и романтика, и даже драки на шпагах.