«Сильно хорошо — тоже плохо»

Нужна ли Иркутску приаэродромная санзона в полгорода с лишним?
«Какая теперь альтернатива? Иркутск переносить или аэропорт?» Вопрос с недавних депутатских слушаний в Думе города Иркутска. Снова выяснилось, что благие намерения федерального уровня в регионах в очередной раз обернулись каким-то сумбуром или, как любят выражаться в официальных кругах, «правовой коллизией». Законодатели начудили — страна в недоумении. Пока воздержимся от любимой формулировки общественников: нет, «катастрофы» на текущей момент не случилось. Процедура регистрации границ приаэродромной санитарной зоны аэропорта Иркутск еще формально не завершена. Но о рисках уже кричат в первую очередь строители и те, кто отвечает за реализацию национальных проектов, установивших задачи по возведению жилья, увеличению количества детсадов, школ, поликлиник… Что будет? Реально вскоре в «шумной» части города (а это, как обозначили, около 56% территории столицы Приангарья) нельзя будет новые объекты построить? А Суворовское училище на месте ИВВАИУ?

«Новые границы санитарной зоны ускорят процесс строительства современного аэропорта за пределами Иркутска?» — интересуются горожане.

«Сильно хорошо — тоже плохо». «Речь идет о существенном ухудшении жизни горожан». «Потенциально получаем армию дольщиков». «Проекты развития застроенных территорий под угрозой». «Куда расселять аварийное жилье будем?» Перспективу Иркутску сейчас рисуют довольно нерадостную. Серьезные ограничения связывают с постановкой на кадастровый учет новой санитарной зоны местного аэропорта. В том виде, как она прорисована сегодня, злополучная зона распластается практически по всей территории Правобережного и Октябрьского округов города, затронет еще 12 муниципалитетов Иркутского района, который, как известно, тоже активно застраивается.

Евгений Харитонов, и.о. заместителя мэра — председателя комитета по градостроительной политике администрации Иркутска

— По поручению президента РФ ведется строительство Суворовского училища, которое разместится в непосредственной близости от городского аэропорта. Введение седьмой подзоны создаст сложности при получении разрешительных документов на ввод объекта в эксплуатацию.

Планы по новым коттеджным поселкам и малоэтажным микрорайонам придется приостановить? Если Росреестр зарегистрирует нынешнюю документацию, то власти, получается, не смогут выдавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию? Хорошо, что хоть уже имеющиеся постройки сносить и людей расселять в любом случае не придётся.

Нынешнее российское законодательство (с 2017 года, оказывается, а до нас только сейчас «дошло»!) регламентирует создание на приаэродромной территории и в санитарно-защитной зоне аэропортов семи подзон. И, наконец, после «волшебного» пенд… представления от прокурора (не срывать срок исполнения федерального закона!) такая документация разработана и для иркутского «аэродрома» — с географическими координатами всех зон, номерами кадастровых кварталов. Всё как будто по правилам.

Вот только эти правила многим кажутся абсурдными. Да, шумят самолеты (это одна из основных проблем так называемой «седьмой аэродромной зоны»), но жили же как-то, мирились со звуком взлетающих и заходящих на посадку лайнеров несколько десятков лет? Кому-то даже такая «романтика» нравится… А теперь, значит, нельзя размещать новую жилую застройку, объекты образовательного и медицинского назначения, организации отдыха детей и их оздоровления, работающие круглосуточно; зоны для ведения дачного хозяйства и садоводства?

Эту абсурдную ситуацию и обсудили местные «думцы» на слушаниях 24 марта. Пытались найти выход из градостроительного тупика — предложить решение, чтобы «сохранить деятельность аэропорта и не ущемить интересы иркутян».

В соответствии с приказом Росавиации №421-п, на территории Иркутска установлена приаэродромная санитарная зона, в которую попадает более 50% площади областного центра и еще 12 муниципальных образований Иркутской области.

«Ситуация сложная. Если границы зоны будут поставлены на кадастровый учет, что может произойти в любой момент, потому что Росреестр уже работает над этим, то Иркутск просто не будет развиваться, — заявил председатель Думы города Иркутска Евгений Стекачев. — Мы не будем строить детские сады, школы, не сможем расселять ветхое жилье. Полномочия и обязательства Иркутска перед жителями и Российской Федерацией по национальным проектам и поручениям президента не смогут быть исполнены. В такой ситуации оказались всего три города: Красноярск, Новосибирск и Иркутск».

Мэр города Руслан Болотов подчеркнул, что Росавиация действует в рамках своих полномочий, выполняя СанПИНы. С другой стороны, и муниципалитет не должен «лишиться способности организации достойной жизнедеятельности и развития».

«И пока данная подзона по техническим причинам не поставлена на кадастровый учет, предлагаем внести корректировки. В частности, в принцип приаэродромного зонирования городской черты, а также приостановить действие приказа Росавиации в части установления седьмой подзоны. Здесь необходимо компромиссное решение», — призвал мэр.

По словам заместителя генерального директора по корпоративному управлению и кадровой политике АО «Международный Аэропорт Иркутск» Петра Беликова, аэропорт планирует в ближайшее время провести аукцион на выбор организации, которая разработает проект изменений границ приаэродромной зоны. В итоге зона может значительно уменьшиться, однако участки, которые расположены близко к аэропорту, из нее все же не выйдут — как, например, ИВВАИУ.

Михаил Сигал, генеральный директор ГК «Восток Центр Иркутск»

— Ограничения по санитарной зоне достаточно существенные. Если границы будут закреплены в том виде, как они обозначены сейчас, то это однозначно не лучшим образом скажется на развитии города. Строительство — и жилья, и социальных объектов — будет парализовано. Меня это волнует в первую очередь не как девелопера, а как жителя Иркутска. Конечно, аэропорт в центре города — это удобно для путешественников. Но если выбирать между аэропортом и социальными объектами — детскими садами, школами, поликлиниками, культурными центрами — то их однозначно важно стоить в Иркутске. Значит, нужно решать вопрос с новым авиаузлом за пределами города. А на период реализации такого проекта отменить ограничения по 7-й санитарной зоне. Аэропорт все-таки для людей, а не люди для аэропорта, и их права не должны быть ущемлены в связи с санзоной.

«Аэропорт определяет срок работы по внесению изменений в существующий проект в четыре месяца. Однако мы считаем их оптимистичными, — засомневался депутат по избирательному округу №31 Максим Девочкин. — Думаем, что работа займет год-полтора с учетом постановки на кадастровый учет. Тем временем кадастровая работа над зоной, захватывающей 56% Иркутска, уже идет. Поэтому необходимо приложить все усилия к тому, чтобы приостановить ее, пока не будут сформированы новые границы».

Депутаты пообещали обратиться к губернатору Иркутской области с просьбой взять под контроль внесение изменений в границы седьмой подзоны, рассмотреть возможность ускорить работу над строительством нового аэропорта. Также планируется направить депутатам межфракционной группы «Байкал» в Государственной думе РФ предложение ускорить процесс формирования поправок в федеральный закон №135 от 1 июля 2017 года, что технически позволит разрешить сложившуюся ситуацию.

Глава Иркутска на фоне общей паники заявил, что намерен обратиться в транспортную прокуратуру и прокуратуру Иркутской области за разъяснением порядка действий муниципального органа власти в сложившейся ситуации. Также мэрия взывает к губернатору Приангарья Игорю Кобзеву — просили направить необходимые обращения в Росавиацию. Депутаты гордумы размышляют, на кого бы в крайнем случае подать в суд. А пока считают важным действовать совместно с коллегами из Государственной думы РФ.

«Сейчас требуется вмешательство всех уровней власти, заинтересованных лиц, чтобы изменить границы и уменьшить территорию строгих ограничений», — резюмировал общий посыл Евгений Стекачев.

Кстати, сами депутаты Госдумы, к которым обратились «АН», пока от преждевременных комментариев воздержались. Тем более что в Иркутскую область прибыл руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько.

Похоже, он, по ожиданиям некоторых, может всё разрулить. Хорошо, конечно, если бы «прилетел вдруг волшебник на своем самолете»… Большое совещание с федеральным «волшебником», насколько нам известно, запанировано на последние дни марта.

Ольга Брайт
Тем временем
Братску обещают сказочный аэропорт

30 марта прибывший в Иркутскую области глава Росавиации Александр Нерадько уже вовсю обсуждал текущие вопросы с губернатором региона Игорем Кобзевым. Решили, в частности, что к реконструкции аэропорта в Братске будут привлечены дополнительные силы. Модернизация взлётно-посадочной полосы и инфраструктуры аэропорта позволила бы принимать больше воздушных судов, снизить тарифы на их обслуживание, привлечь новые авиакомпании и расширить географию полётов. Реконструкция братского авиаузла идёт в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Она была начата в 2020 году…