Сигнал на скорости
Не одного лихача предупреждающее мигание фарами встречных машин спасало от встречи с бдительными инспекторами ДПС. Вот только о наличии на дороге видеоизмерителей и полицейских радаров автолюбители сигнализировать друг другу так и не научились. Зато на помощь гонщикам пришло специализированное оборудование: антирадары и радар-детекторы. Правда, первые быстро оказались вне закона, а эпоха вторых, по мнению экспертов, неумолимо близится к закату.
В многочисленных статьях, обзорах и на форумах автолюбителей радар-детекторы нередко называют антирадарами. Однако это абсолютно разные по своему назначению и устройству приборы. Антирадар — активный аппарат, который собственным излучением мешает работе измерительной аппаратуры. Проще говоря, он обрабатывает полученный сигнал и корректирует его в меньшую, заранее настроенную сторону, а затем отправляет назад. Видеоизмеритель в итоге покажет вместо 120 км/ч, например, 60 км/ч. Либо антирадар создаст такие помехи для радара, что определение скорости станет невозможным в принципе.
К сожалению для ряда водителей и к счастью — для пешеходов, пользование таким устройством запрещено для частных лиц (глава 13 КоАП РФ), приобрести его в открытой продаже невозможно. Так что учтите, если экипаж ГИБДД задержит вас с антирадаром на борту, неприятностей, мягко говоря, будет много: устройство при обнаружении конфискуют, водителя оштрафуют.
В свою очередь радар-детектор — пассивный приемник. Он настроен на определенные частоты, улавливает их и звуковым сигналом предупреждает о приближении к источнику, то бишь полицейскому радару. Таким образом, у водителя появляется возможность вовремя сбавить скорость и не получить очередное «письмо счастья» со штрафом за превышение. В большинстве европейских стран использование пассивных детекторов запрещено, но у нас пока можно.
В свое оправдание поклонники прибора уверенно говорят, что проехать по Иркутску и ни разу не нарушить скоростной режим под силу не каждому. Идеально справится с этой задачей разве что ученик в компании инструктора. Утверждение, конечно, спорное, но очевидно, что кому-то везет чуть больше, а кто-то регулярно попадает под прицел фиксаторов скорости.
Детекторы часто обвиняют в «расслаблении» водителей, мол, теряют бдительность, сбрасывают скорость только перед приемником, а потом снова гонят на всех парах. Но, с другой стороны, доказано, что приборы повышают безопасность на дороге, так как, услышав сигнал, водитель инстинктивно сбрасывает скорость, снижая тем самым риск аварийной ситуации.
Выстрел в спину
Иркутяне могут купить радар-детектор как в интернете, так и во многих местных магазинах, специализирующихся на продаже автоаксессуаров и спецоборудования. Открыто прибор рекламируют редко. Чаще информацию о новинках и точках продаж таких устройств передают, что называется, из уст в уста — на автомобильных форумах и в социальных сетях.
При выборе радар-детектора специалисты рекомендуют прежде всего обращать внимание на его частоту. В России используется в основном К-диапазон, на котором работают все последние радары типа «Искра» и «Беркут». В этом отношении себя вполне оправдывают и отечественные устройства, в несколько раз дешевле импортных аналогов. Так, для любителей не самой быстрой езды достаточно будет аппарата из средней ценовой категории — до 10 тысяч рублей.
Разделить антирадары можно и по проценту успешных срабатываний. Он увеличивается пропорционально стоимости детектора. У самых дорогих моделей — от 16 тыс. руб. до 20 тыс. рублей — приближается к 98%.
Случается, что производители, пытаясь довести процент успешных срабатываний до максимума, повышают чувствительность прибора. То есть радар-детектор реагирует не только на фиксаторы скорости, но и на автоматические двери супермаркетов, шлагбаумы и прочие источники излучений.
Есть свои нюансы и у приборов, срабатывающих в нужное время в нужном месте. К примеру, недавнее испытание линейки радаров сотрудниками журнала «За рулем» показало полную беспомощность всех аппаратов перед фоторадарными комплексами типа «КРИС». По инструкции эти измерители устанавливаются под углом к проезжей части и захватывают ограниченный участок пространства. Но главная фишка «КРИСов» в том, что они «стреляют в спину», когда сбрасывать скорость уже поздно. Затем фоторадары передают информацию о нарушителе на удаленный пост ГАИ (мобильный или стационарный).
После успешных испытаний разработчики неуязвимых комплексов даже выступили с заявлением об окончании эпохи радар-детекторов. И в их словах было бы трудно усомниться, если бы не устаревшие версии устройств, использованных во время этого тест-драйва. В частности, испытаниям подвергли детекторы 2007-2009 года выпуска.
В то же время на данный момент не существует «противоядий» и от комплексов «Стрелка-СТ». Правда, в силу дороговизны таких фиксаторов на российских дорогах они встречаются редко. В основном в Москве и области. Места их установки водителям хорошо известны. Более того, в радар-детекторах с функцией GPS-навигатора заранее указаны координаты «опасных» мест.