Сибирское небо меняют на европейское

Россия продолжает добиваться от Европы дополнительных льгот за отмену транссибирских роялти. Так, в ответ на требование Чехии отменить платежи за пролеты над Сибирью Москва предложила допустить авиакомпании РФ на внутриевропейские рейсы. Кроме того, вопрос о роялти должен быть опять поднят и при обсуждении выплат перевозчиков за выбросы над ЕС.

На переговорах с чешскими авиационными властями Россия объявила, что готова обменять снятие выплат за пролеты авиакомпаний Чехии над Сибирью на право российских перевозчиков летать из Чехии в другие аэропорты Евросоюза. Эти предложения есть в опубликованном в пятницу Рос­авиацией меморандуме о взаимопонимании между авиавластями России и Чехии, подписанном в конце октября (см. „Ъ“ от 24 октября).

На консультациях в октябре обсуждался вопрос внедрения с 2014 года «Согласованных принципов модернизации системы использования транссибирских маршрутов (ТСМ)». Этот документ сформирован еще в 2006 году на уровне экспертов Минтранса РФ и ЕС, он оговаривает изменение системы оплаты транссибирских перелетов — роялти, которые платятся иностранными авиакомпаниями с 1970 года и компенсируют упущенную выгоду от неиспользования этих маршрутов «Аэрофлотом». По оценкам, объем выручки компании от роялти — $200-500 млн в год.

По новым принципам авиакомпании ЕС не должны заключать предварительные коммерческие соглашения с перевозчиком и перечислять платежи за пролеты (кроме «транспарентных сборов и платежей» за пролеты через территории РФ и ЕС, «основанных на затратах»). В сентябре заместитель министра транспорта Валерий Окулов говорил, что речь идет не об аннулировании роялти, а об изменении системы — их получателем останется «Аэрофлот».

В меморандуме говорится, что чешская сторона попросила российский Минтранс применить «согласованные принципы», но российская делегация заявила, что сообщит Праге о «возможном внедрении» только после встречи рабочей группы РФ — ЕС по авиации. Она была намечена на 14-15 ноября, но, по данным источников „Ъ“, представители ЕС перенесли ее на неопределенный срок. Источник „Ъ“ в Минтрансе рассказал, что Чехия подняла вопрос о роялти исключительно по инициативе ЕС, так как чешские компании мало используют транссибирские маршруты (например, для полетов в Южную Корею).

Но в ответ на требования Праги российская делегация заявила, что в качестве компенсации за отмену роялти она вправе рассчитывать на предоставление ЕС российским авиакомпаниям «седьмой свободы воздуха» из любого пункта вылета в Чехии на территорию ЕС. «Седьмая свобода» позволяет авиакомпаниям перевозить пассажиров и грузы между двумя иностранными государствами. Но источник „Ъ“ в отрасли считает, что выгоду от «седьмой свободы» получит в первую очередь «Аэрофлот», поскольку только он является назначенным перевозчиком в Прагу, а из других городов Чехии пассажиропоток не такой большой. Представитель «Аэро­флота» отказался от комментариев, в «Трансаэро» и «ЮТэйр» на запросы „Ъ“ не ответили.

Борис Рыбак из Infomost считает идею предоставления «седьмой свободы воздуха» в ЕС «перспективной»: сейчас у российской стороны возникла отличная возможность получить дополнительные выгоды для своих перевозчиков. «Вместо того чтобы из года в год перечислять средства одной компании, эффективнее получить права для всей страны», — уверен эксперт.