Сибирские крылья

Иркутск, отметивший в этом году свое 360-летие, знаменит далеко за пределами Прибайкалья отнюдь не только близостью расположения «славного моря». Наш город по праву входит в число мощных центров авиастроения, в которых производятся лучшие в мире самолеты.

МС-21-310 — первый самолёт, оснащенный двигателями ПД–14 российского производства.

В последние годы у всех на слуху проект Корпорации «Иркут» по разработке и серийному производству новейших гражданских лайнеров семейства МС-21, за которыми — будущее всего гражданского авиастроения России. О том, на каком этапе сейчас находится перспективный проект и какие планы на ближайшее будущее, рассказал генеральный директор Иркутского авиационного завода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут» — заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут», депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Вепрев.

— Александр Алексеевич, в июне исполнилось уже ровно пять лет с момента торжественной выкатки первого опытного МС-21. С того дня данная тема — практически всегда в топе новостей. Расскажите кратко, что удалось сделать по проекту МС-21 за прошедшую пятилетку?

— Прежде всего, хочу сказать, что с отправкой в июне нынешнего года на сертификационные испытания пятого летного МС-21 (это МС-21-310, оснащенный российским двигателями ПД‑14) Корпорация «Иркут» завершила изготовление партии опытных лайнеров. После покраски в Ульяновске этот самолет перелетел в Раменское, где присоединился к летным испытаниям. Кроме того, данная машина примет участие в программе авиасалона МАКС-2021. В целом же на сегодня опытные МС-21 уже совершили более 560 полетов, из них около 350 — по программе сертификационных испытаний. Завершены стендовые: статические, ресурсные и частотные испытания. Поэтапно выполняются работы по импортозамещению. Получение сертификата типа планируется во 2-м полугодии 2022 года.

— То есть следующий самолет — уже серийный? На нем полетят пассажиры?

— Именно так. Сейчас первая серийная машина уже в цехе окончательной сборки. Ее особенность состоит в том, что этот самолет — первый, оснащенный крылом из композиционных материалов российского производства. Правая консоль крыла прибыла к нам 9 мая текущего года, левая — 30 июня. Сейчас крыло уже состыковано с фюзеляжем, идут работы по монтажу систем, установке на самолет авиационного оборудования. В дальнейшем поставлена задача поднять машину в небо до конца 2021 года. Передача эксплуатанту пройдет после получения на самолет сертификата типа и окончания заводских летных испытаний.

Вслед за первым на заводе идет сборка второго, третьего, четвертого и пятого серийных самолетов. На фюзеляже второй машины выполняются работы по установке элементов крепления систем, фюзеляж готов к стыковке с крылом. Также готовы к стыковке передний и задний полуфюзеляжи третьего МС-21, на них выполняются работы по установке элементов крепления систем. Завершаются работы по сборке переднего и заднего полуфюзеляжей четвертой машины. Идет сборка панелей, секций панелей, отсеков фюзеляжей следующих лайнеров.

— Получение сертификата типа, по сути, даст официальный старт серийному производству МС-21. Расскажите, каковы будут темпы выпуска лайнеров?

— На серию мы будем выходить по нарастающей, причем в довольно динамичном темпе. Стоит задача в течение 4-5 лет выйти на производство до 36 самолетов МС-21 в год. Это очень большой объем работ. И для того, чтобы предприятие смогло обеспечить такие темпы выпуска, уже немало сделано. На заводе проведена реконструкция площадей и глубокая модернизация основных производственных мощностей, построен ряд новых современных цехов. На предприятии создана уникальная даже по мировым стандартам линия изготовления МС-21, на которой завершается монтаж еще одной линейки станций сборки. Все действующие станции (а их на сегодня порядка 60) и призваны обеспечить ритмичный выпуск нового самолета.

Перед корпорацией «Иркут» стоит стратегическая задача в течение 4-5 лет выйти на объемы производства до 36 самолетов МС‑21 в год.

В ближайшие годы будет проведена реконструкция второй очереди производства покрытий, а также внедрение нового высокопроизводительного механообрабатывающего оборудования.

Одним словом, задачи по разворачиванию серийного производства решаются в комплексе, без остановки производства, с последовательным наращиванием производственных мощностей и развитием других программ.

Что особо важно — реализация столь масштабного инфраструктурного проекта в нашем регионе позволит обеспечить ритмичной загрузкой на годы вперед не только Иркутский авиазавод, но и даст работу десяткам региональных предприятий смежных отраслей. А это — развитие производства, рост доходов иркутян, пополнение бюджетов разных уровней…

— Авиазавод — крупнейшее промышленное предприятие в Прибайкалье. И в связи с реализацией нового проекта наверняка есть планы и по развитию коллектива, социальной инфраструктуры заводского поселка?

— В этом году под новый проект мы объявили набор новых сотрудников. Коллектив ИАЗ и сейчас достаточно плотно загружен, а в последующем объемы работ будут расти, поэтому дополнительный набор кадров мы проводим уже в текущем году. А это — новые рабочие места для региона.

При непосредственном участии Корпорации «Иркут» в Иркутске-2 полным ходом идет строительство медцентра, включающего детскую поликлинику на 400 посещений и женскую консультацию на 200 посещений.

Будет развиваться и социальная инфраструктура. Собственно, именно вокруг завода за десятилетия его работы вырос уютный заводской поселок, который в городе так и назвали — Иркутск-2. Большинство многоквартирных домов и объектов инфраструктуры в поселке в свое время построил завод. А сегодня предприятие полностью содержит такие значимые для города объекты, как Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина, спортивно-оздоровительный центр «Иркут-Зенит» и бассейн «Кристалл», детский оздоровительный лагерь «Ласточка» и база отдыха «Чайка». При непосредственном участии Корпорации «Иркут» в Иркутске-2 полным ходом идет строительство современного медцентра, включающего детскую поликлинику на 400 посещений и женскую консультацию на 200 посещений. Столь долгожданный для иркутян медцентр примет своих первых пациентов уже в этом, юбилейном для нашего города году. Также будут продолжены работы по благоустройству заводского поселка, строительство жилья…

— Александр Алексеевич, Иркутск и иркутяне празднуют юбилей родного города. Давайте завершим наш разговор словами поздравления всем, для кого город на Ангаре стал судьбой…

— Иркутск, заложенный в точке слияния двух могучих сибирских рек, на пересечении мировых торговых путей, расположенный в непосредственной близости от географической середины Земли, был изначально «обречен» на особую судьбу. И сегодня, спустя 360 лет с тех памятных событий, Иркутск — это столица Восточной Сибири, один из крупнейших научных, промышленных, культурных, туристических центров России. Он все время строится, развивается, хорошеет. Это город с огромным потенциалом, который еще предстоит реализовать.

От души поздравляю с 360-летием Иркутска и желаю родному городу дальнейшего развития, иркутянам — стабильности, крепкого здоровья и семейного благополучия!

Марина Лукинская