Сибирь разлеталась

Аэропорты крупнейших регионов округа в 2022 году поставили рекорды по пассажиропотоку
Крупнейшие аэропорты Сибири в 2022 году, несмотря на ограниченное число международных рейсов, поставили рекорды по пассажиропотоку. Лидеры — авиагавани Новосибирска, Красноярска и Иркутска — по сравнению с прошлым годом увеличили этот показатель соответственно на 12%, 13% и 25%. В Толмачево (Новосибирск) планируют в 2023 году увеличить пассажиропоток еще на 10,7%, их оптимизм разделяют и коллеги из соседних регионов. Операторы аэропортов полагают, что росту пассажиропотока в 2023 году будет способствовать открытие новых направлений, а также сохранение программ субсидирования рейсов.

Большинство аэропортов Сибири в 2022 году увеличили пассажиропоток относительно допандемийного 2019 года, добившись рекордных показателей. Фото Влада Некрасова

Большинство аэропортов Сибири в 2022 году увеличили пассажиропоток как по сравнению с 2021 годом, так и относительно допандемийного 2019 года. Почти все они поставили абсолютный рекорд по этому показателю. Так, новосибирский Толмачево, по данным пресс-службы, еще в начале декабря впервые за свою историю обслужил семимиллионного пассажира, а закончил год, увеличив общее количество посетителей до 7,59 млн (+12,2% к 2021 году). На внутренних линиях пассажиропоток увеличился на 10,9% (до 6,7 млн человек), на международных — на 23,5% (до 0,88 млн человек).

«В 2022 году рост объемов перевозок связан с увеличением полетной программы базового авиаперевозчика S7 Airlines. Маршрутная сеть внутрироссийских направлений авиакомпании увеличилась до 60 направлений с 56 в 2021 году», — сообщила пресс-служба Толмачево, уточнив „Ъ-Сибирь”, что в 2023 году новосибирский аэропорт рассчитывает нарастить пассажиропоток еще на 10,7%.

Наибольший в Сибири рост пассажиропотока в 2022 году — на 24,9% (до 2,63 млн человек) — продемонстрировал аэропорт Иркутска. Как пояснил „Ъ-Сибирь” коммерческий директор АО «Международный аэропорт Иркутск» Анатолий Верхотурцев, выйти на рекордный показатель компании удалось, в первую очередь, за счет стратегического партнерства с авиакомпанией S7 Airlines. По данным пресс-службы группы S7, за 2022 год перевозки авиакомпании в Иркутске выросли на 54%, в Новосибирске — на 21%.

В 2023 году аэропорт Иркутска планирует выйти на пассажиропоток на уровне 3 млн человек. Одним из факторов роста господин Верхотурцев также называет озвученные S7 планы в этом году перевезти через Иркутск по 27 направлениям около 1,6 млн клиентов. По его словам, в 2022 году рейсами авиакомпании можно было улететь из Иркутска примерно в 15 городов, ими воспользовались около 1 млн человек.

Второй по величине аэропорт в Сибири — красноярский — в 2022 году обслужил около 3,09 млн человек. И это тоже рекордный показатель за всю историю воздушной гавани. По сравнению с 2021 годом рост составил 13,2%, с 2019 годом — 20,4%. «Основной рост произошел за счет развития маршрутной сети базовых авиакомпаний «Аэрофлот» и «КрасАвиа». Также на уровень пассажиропотока повлияли развитие трансферного авиасообщения между Дальним Востоком и европейской частью России, рост направлений по Сибири и увеличение пассажиропотока в страны СНГ», — пояснили „Ъ-Сибирь” в аэропорту.

В Омском аэропорту рост пассажиропотока в 2022 году (на 5,3%, до 1,59 млн человек) объяснили совокупностью факторов, включая значительное увеличение числа рейсов в Сочи (с 214 до 531) из-за закрытия аэропортов юга России. Кроме того, по данным авиаузла, в 2022 году заметно выросло количество полетов в Санкт-Петербург (в 1,4 раза), Казахстан (в 4,8 раза), а также нерегулярных (вахтовых) рейсов (на 56%).

Аэропорт Кемерова стал единственным из первой пятерки по пассажиропотоку в Сибири, который в 2022 году ухудшил этот показатель. Авиагавань столицы Кузбасса обслужила в прошлом году 499,9 млн человек — на 12,6% меньше, чем в 2021 году и на 2,5% меньше, чем до пандемии, в 2019 году. В самом аэропорту пояснили, что «снижение показателя произошло в связи с политической ситуацией в стране».

Перспективы аэропортов увеличить пассажиропоток в 2023 года исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев связывает, в том числе, с заявлениями правительства РФ о готовности продолжать поддержку внутрироссийских авиаперевозок, минуя Московский авиаузел. Господин Пантелеев также отметил, что в 2022 году авиакомпании смогли сохранить значительную часть парка воздушных судов и продемонстрировали способность противостоять санкциям, что «при условии неухудшения внешних факторов», позволяет операторам аэропортов ожидать «позитивного развития событий». Сам он также полагает, что в 2023 году у авиакомпаний не возникнет дефицита самолетов, а меры господдержки сохранят ценовую доступность авиаперевозок.

Дарья Решетникова