Сибирь прирастает торговлей

В прошлом году в Сибири активно открывались новые торговые площади. Инициаторами их строительства были как региональные, так и федеральные инвесторы. По оценкам экспертов, рынок коммерческой недвижимости привлекает девелоперов пока еще низкой конкуренцией в этом сегменте и высоким уровнем доходности.

Сегмент коммерческой недвижимости развивается в Сибири неплохими темпами. Фото Олега Усова

По данным управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, за 2012 год в регионе открылся 291 розничный торговый объект общей площадью более 84 тыс. кв. м. В целом обеспеченность жителей края торговыми площадями составила 630 кв. м на тысячу человек. Это существенно больше минимального норматива обеспеченности для Алтайского края — 434 кв. м. «Говоря о необходимости в дальнейшем наращивать торговые площади, стоит учитывать, что общий показатель обеспеченности населения каждого конкретного муниципалитета торговыми площадями при выполнении и даже превышении нормативов не свидетельствует о пропорциональном размещении существующих площадей во всех населенных пунктах края. Кроме того, в малых городах и муниципальных районах необходимо развивать современные торговые форматы, обеспечивающие высокий уровень сервиса и контроль качества товаров», — подчеркнул Евгений Дешевых, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

Большинство новых объектов были построены в столице края — Барнауле. В августе начал работу торговый центр «Первомайский» (площадью 7,5 тыс. кв. м), построенный на месте одноименного кинотеатра. В сентябре 2012 года в здании бывшего Дома быта открылся торговый центр «Парад» (площадь объекта — более 11 тыс. кв. м). В октябре в Барнауле заработал торгово-выставочный центр «Соцветие» площадью 1,7 тыс. кв. м. Как отмечали представители «Соцветия», он стал крупнейшим за Уралом цветочными магазином. В конце 2012 года открылся торгово-развлекательный центр «Огни» площадью более 24 тыс. кв. м. В нем разместится более 100 магазинов, фуд-корт и кинотеатр. Отметим, что этот объект стал крупнейшим среди построенных в 2012 году в крае: на него приходится более 25% всех введенных в эксплуатацию торговых площадей.

В Новосибирской области в 2012 году также активно вводились в строй новые торговые комплексы. Так, в июле начал работу ТЦ «Красный мамонт», принадлежащий одноименной DIY-компании из Владивостока. По словам директора ТЦ «Красный мамонт» Сергея Обухова, компания выкупила 25 тыс. кв. м бывшего цеха завода «Экран».

В 2012 году торговые центры в Сибири открывали в основном федеральные ритейлеры. Активно в Сибири развивалась сеть «Лента». Как сообщила SR менеджер по связям с общественностью «Ленты» Яна Могилева, в 2012 году компания открыла 14 гипермаркетов сети в различных городах России, тем самым увеличив сеть до 56 объектов. В Сибири были введены в эксплуатацию магазины в городах: Сургут, Прокопьевск, Бийск, Омск (третий гипермаркет сети), Барнаул (второй магазин). Все гипермаркеты — отдельно стоящие здания общей площадью 12 тыс. кв. м, из них на торговую площадь приходится 7,5 тыс. кв. м. Стоимость строительства одного магазина варьируется от 800 млн до 1 млрд руб. «Сибирь — регион, в котором компания открыла свой первый магазин за пределами Санкт-Петербурга. Города Сибири являются привлекательными для ритейлеров за счет низкой конкуренции и хорошего уровня дохода на душу населения», — отметила госпожа Могилева. В 2012 году «Лента», по ее словам, намерена сосредоточиться на развитии в Кузбассе и на Урале.

Расширяла свое присутствие в Сибири и компания «МЕТРО Кэш энд Керри». Как пояснила пресс-секретарь компании Оксана Токарева, «МЕТРО» работает в Сибирском регионе с 2007 года, с открытия первого ТЦ «МЕТРО» в Новосибирске. На текущий момент в регионе оперируют 10 центров мелкооптовой торговли «МЕТРО», среди которых два ТЦ были открыты в 2012 году: это второй по счету ТЦ «МЕТРО» в Красноярске и первый ТЦ в Иркутске, ставший самым восточным торговым центром «МЕТРО Кэш энд Керри».

Общая площадь каждого центра — 12 тыс. кв. м. Инвестиции в строительство каждого торгового центра «МЕТРО» в среднем составляют около €20-22 млн. «Сибирский регион в целом является очень привлекательным для инвестирования. Сибирь обладает богатым экономическим потенциалом для мелкооптового бизнеса «МЕТРО Кэш энд Керри». Регион демонстрирует динамичные темпы экономического роста, а также высокий уровень развития малого и среднего бизнеса — ключевой аудитории компании. В наши планы входит дальнейшее развитие в Сибири, в частности открытие второго ТЦ «МЕТРО» в Омске в конце 2013 — начале 2014 года», — поделилась планами госпожа Токарева. Как отметил полпред президента в СФО Виктор Толоконский, строительство магазинов формата «МЕТРО» «стимулирует внутреннюю экономику регионов и создает условия для развития малого и среднего бизнеса, инфраструктуры городов».

Впрочем, не сдают позиции и местные игроки. В 2012 году компания «Мария-Ра» продолжила расширение сети и открыла 131 магазин, освоив 45 новых населенных пунктов Западной Сибири. По состоянию на 1 января 2013 года алтайская торговая сеть насчитывает 502 магазина форматов «магазин у дома» и «супермаркет» в 123 населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. Выручка компании по итогам года выросла на 32,7%, до 40,8 млрд руб. (без НДС), сопоставимые продажи (like-for-like) магазинов «Мария-Ра» увеличились за год на 9,7%, за счет роста среднего чека на 8,3% и покупательского трафика на 1,1%.

Как полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, несмотря на динамичное развитие ритейла в Сибири в последние годы, рынок все еще остается сравнительно ненасыщенным, конкуренция формируется на относительно комфортном уровне. В том числе на большинстве локальных рынков наблюдается значительный дефицит качественных современных объектов торговли. «Можно отметить, что сегодня в целом по РФ на долю современных форматов торговли в принципе приходится только около 20-25% в общем объеме товарооборота, а продажи крупнейших федеральных операторов формируют не более 10-15% рынка. Полагаю, в СФО данные показатели складываются в среднем на заметно более низком уровне», — пояснил аналитик. Что касается различных форматов торговых объектов, то, по мнению господина Клягина, в условиях сравнительно невысокого уровня платежеспособного спроса наиболее конкурентоспособными остаются форматы с максимально агрессивной ценовой политикой. Это прежде всего дискаунтеры и гипермаркеты. «Конкурентным преимуществом торговых объектов, оперирующих в формате «гипермаркет» или «мелкооптовый гипермаркет», как правило, выступает прежде всего наиболее широкий ассортимент при достаточно агрессивной ценовой политике. Низкие цены являются определяющим моментом, способствующим формированию высокого потребительского трафика», — подчеркивает господин Клягин.