«Сибаэро» выдало на-гора

Структура En+ стала совладельцем аэропортов Новокузнецк и Таштагол
«Сибирские аэропорты» («Сибаэро», входит в периметр En+ Group Олега Дерипаски) стали основным владельцем аэропортов Новокузнецка (Спиченково) и Таштагола в Кузбассе. Компания через недавно созданное АО «МАН им. Б. В. Волынова» получила 79,76% в управляющем ими «Аэрокузбассе». Ранее эту долю делили топ-менеджеры новокузнецкого аэропорта Виктор Белозеров и Елена Цой. Общий объем инвестиций в развитие новых активов в En+ Group оценивают в 5-6 млрд руб. Эксперты полагают, что на реализацию планов утроения пассажиропотока новокузнецкого аэропорта новому собственнику понадобится до 10 лет.

Развитие внутреннего туризма, по мнению экспертов, поможет планам «Сибаэро» утроить пассажиропоток. Фото Алексея Смагина

Входящее в периметр En+ Group Олега Дерипаски ООО «Сибаэро» стало владельцем 79,76% в ООО «Аэрокузбасс», которое управляет в Кузбассе аэропортами Новокузнецка (Спиченково) и Таштагола. Эту долю получила созданная в мае 2021 года 100%-ая «дочка» «Сиб­аэро» — АО «МАН им. Б. В. Волынова», ранее ее делили топ-менеджеры Спиченково: гендиректор Виктор Белозеров (60,71%) и главный бухгалтер Елена Цой (19,05%). Еще 20,24% остались за Валерием Хомским, который временно не может распоряжаться частью своих активов — эта обеспечительная мера наложена судом в рамках дела о банкротстве принадлежащего бизнесмену ООО «УК “Сибкоул”». Господин Белозеров, который оставил за собой пост гендиректора «Аэрокузбасса», подчеркнул в беседе с „Ъ‑Сибирь”, что сделка носила инвестиционный характер с обязательством строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Новокузнецка. В свое время компания копила средства на модернизацию, пояснил он, однако, вынуждена была потратить их на текущее содержание в прошлом году, когда из-за пандемии авиасообщение резко сократилось. Стоимость сделки стороны не раскрывают.

ООО «Сибирские аэропорты» специализируется на инвестициях в развитие инфраструктуры аэропортовых активов Сибирского федерального округа (СФО). В июне на Петербургском экономическом форуме En+ Group и власти Кузбасса подписали соглашение о сотрудничестве, прописывающее обязательства инвестора до января 2023 года построить и ввести в эксплуатацию новый аэровокзал в аэропорту Новокузнецка, площадью до 20 тыс. кв. м. Четырехэтажный терминал с телетрапами позволит увеличить пропускную способность практически в три раза — до 1 млн пассажиров в год. По данным Росавиации, Спиченково в 2020 году обслужил 199,3 тыс. пассажиров и почти столько за первое полугодие 2021 года. Аэропорт Таштагола, по данным «Сибаэро», является приписной посадочной площадкой к Спиченково, которой управляет оператор ООО «Аэрокузбасс». Длина ВПП с искусственным покрытием — 650 м, способна обеспечивать полеты небольших самолетов. Находится в получасе езды от горнолыжного курорта Шерегеш.

Как уточнили „Ъ‑Сибирь” в «Сибаэро», объем инвестиций в строительство аэровокзала в Новокузнецке оценивается в 4-5 млрд руб., но окончательная сумма будет определена после разработки проекта. Таштагольский проект «Сибаэро» ориентировочно оценивает в сумму до 1 млрд руб., концепция развития площадки еще не утверждена. Собеседник „Ъ‑Сибирь” пояснил, что «Сибаэро» предлагает властям Кузбасса модернизировать посадочную площадку Таштагол «в интересах развития курортного потенциала Кузбасса». По оценке компании, регулярные стыковочные рейсы в Таштагол из крупных сибирских аэропортов в перспективе могут обеспечить до 20% туристического трафика в Шерегеш, куда сейчас гости добираются через Новокузнецк. В планах компании — строительство нового терминала, запуск регулярного авиасообщения между хабовыми аэропортами РФ и удлинение ВПП при развитии Шерегеша. Перевозки предполагается организовать на самолетах Л-410, способных перевозить до 20 пассажиров на расстояния до 1 тыс. км. Партнерами могут выступить авиакомпании «Красаэро», «Ангара», «СиЛА», Utair. Ожидаемые направления полетов — Новокузнецк, Новосибирск, Томск, Красноярск, Кемерово, Абакан. Из прочих городов России добраться до Шерегеша можно будет с пересадкой в Новокузнецке, Новосибирске или Красноярске.

«Если опыт аэропорта Таштагол будет успешным, такую модель можно было бы в перспективе перенести на всю Сибирь и Дальний Восток», — добавили в «Сибаэро», уточнив, что строительство терминала в случае реализации проекта профинансирует инвестор, а удлинение ВПП будет вестись за счет государства.

Господин Белозеров добавил, что в компании рассматривают вариант развития аэропорта Таштагола за счет удлинения ВПП в два раза (до 1,3 км). Поскольку место в пойме реки Кондомы, в которой располагается аэропорт, ограничено, полосу придется для увеличения длины надвинуть на русло и, возможно, на 20 градусов повернуть, сообщил Виктор Белозеров. «Эту часть модернизации придется, естественно, согласовать с Росавиацией», — сказал он. Помимо этого потребуется оснащение порта необходимым светосигнальным оборудованием, чтобы обеспечить работу в темное время суток, и спутниковой системой захода на посадку, поскольку глиссадная система подвержена влиянию имеющейся в районе порта магнитной аномалии, добавил господин Белозеров.

Ранее о планах строительства аэропорта вблизи курорта Шерегеш сообщал «Новапорт», под управлением которого находится аэропорт Кемерово. Минтранспорта Кузбасса уточнял, что инвестиции по предложенному в 2018 году проекту холдинга оценивались в 10 млрд руб. Глава сибирского кластера холдинга Евгений Янкилевич в интервью „Ъ‑Сибирь” также не исключал возможность приобретения аэропорта Новокузнецка при наличии хорошего ценового предложения. Аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева обратила внимание, что предложение «Новапорта» по Шерегешу предусматривало строительство аэропорта, который сможет обслуживать магистральные самолеты непосредственно рядом с горнолыжным курортом. Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает вполне исполнимыми планы «Сиб­аэро» утроить пассажиропоток Спиченково, но реализовать их, по его оценке удастся за десять лет: «Даже когда границы еще были открыты, народ начинал потихонечку перемещаться по стране. Внутренний потенциал по развитию туризма и пандемия его стимулируют. Я думаю, что это окно возможностей действительно существует. Никакого взрывного роста, конечно, не будет, потому что инфраструктуры никакой нет, но постепенно она будет появляться. Это не быстрый процесс».

Дарья Решетникова, Игорь Лавренков