Широкая известность

Иркутская область — крупный промышленный регион, активно развивающий металлургию, нефтехимический комплекс, машиностроение, горнодобывающую, топливную, электроэнергетическую отрасли, а также лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Хорошо зарекомендовал себя регион и в производстве продуктов питания. Об истории индустриального развития Иркутской области и о самых известных промышленных и продуктовых брендах региона расскажет Татьяна Подгорная.

Планомерное научное изучение природных ресурсов и экономического потенциала региона в Приангарье началось в конце 20-х — начале 30-х годов. В это время закладывается база для будущего интенсивного индустриального развития. Как рассказал заведующий экспози-ционно-выставочным отделом Музея истории города Иркутска Алексей Бабичев, в 30-е годы Иркутская область становится главнейшей сырьевой и производственной базой слюдяной промышленности, в первые пятилетки (пятилетние планы развития народного хозяйства СССР) в регионе создается машиностроительная промышленность.

«На базе обозных мастерских в Иркутске появляется крупный завод (впоследствии ИЗТМ им. Куйбышева), ориентированный на выпуск машин и оборудования для золотодобывающей промышленности: запасных частей для драг, бегунных чаш, буров, а также оборудования для предприятий черной металлургии. Создается авторемонтный завод. Закладывается первый в Восточной Сибири авиационный завод, в 1934 году выпустивший свою первую продукцию — истребитель И-14, а позже — скоростной бомбардировщик (СБ) конструктора А.Н. Туполева. Начинается строительство новых фабрик — чаепрессовочной и макаронной. Вводится в строй мыловаренный завод, механическая пекарня, комбикормовый завод», — перечисляет Алексей Бабичев.

В годы Великой Отечественной войны вся крупная промышленность была переключена на производство военной продукции. Так, завод им. Куйбышева стал изготавливать снаряды, авиабомбы, ротные минометы, ремонтировать артиллерийские системы. Кроме того, Иркутская область стала одним из основных районов размещения эвакуированных предприятий.

В послевоенные годы предприятия перестраивались на производство товаров для населения. Вводятся в строй первая очередь масло-жиркомбината, фабрика мороженого, расширяется и реконструируется молочный завод, проводится реконструкция Хлебозавода №1. Из легкой промышленности в городе интенсивно развиваются обувное производство, швейное, трикотажное, пищевое.

Производственные мощности промышленности Приангарья увеличились в 20 раз после строительства Иркутской ГЭС (1959 г.), отмечает Алексей Бабичев. Народное хозяйство области получило самую дешевую в мире электроэнергию. Это позволило осуществить электрификацию Восточно-Сибирской железной дороги, строящейся Братской ГЭС, алюминиевого завода в Шелехове.

К началу 1960-х годов более половины промышленных рабочих было занято в тяжелой индустрии, в легкой и пищевой промышленности — 18 и 10% соответственно. Станки и оборудование, сделанные в Иркутске, импортировались в 22 страны Европы, Азии, Африки и Америки.

Следующее десятилетие предприятия технически перевооружаются, наращивают производственные мощности, увеличивают объемы выпуска и ассортимент продукции. «К 80-м годам на предприятиях стали применять станки с программным управлением, новые методы сварки, литья, штамповки, обработки деталей. Авиационный завод начал внедрять промышленных роботов, готовить специалистов для работы с робототехникой. Развивается пищевая промышленность. Жиркомбинат, мясокомбинат, мелькомбинат, хлебозавод, макаронная, кондитерская, чаеразвесочная фабрики, пивоваренный и ликероводочный заводы обеспечивали продуктами питания всю область», — рассказывают в Музее истории города Иркутска.

Тяжело пришлось предприятиям в перестроечные и постперестроечные годы: закрылись многие заводы, например, завод железобетонных изделий, завод карданных валов. Выжили самые стойкие, в том числе Иркутский завод тяжелого машиностроения, Иркутский авиационный завод и Иркутский алюминиевый завод, о которых дальше пойдет речь.

PDF выпуска «Иркутская область 75»