Шерегеш запросил аэродром

Власти Кузбасса ищут инвесторов строительства аэропорта вблизи набирающего популярность горнолыжного курорта
Правительство Кузбасса сообщило, что ищет инвесторов для строительства аэропорта вблизи курорта Шерегеш. Ранее губернатор Сергей Цивилев говорил, что разработанный «Новапортом» проект был признан неокупаемым, и реализацию планов по повышению авиационной доступности горнолыжного комплекса отложили на неопределенный срок. Вернувшийся активный интерес к проекту стимулировал туристический спрос, который в этом сезоне уже на 30% превысил прошлогодний.

Активный интерес к проекту аэрпорта в Шерегеше связан с ростом туристического спроса, который в этом сезоне на 30% превысил прошлогодний. Фото Алексея Смагина

Министерство транспорта Кузбасса сообщило „Ъ-Сибирь“ о намерении привлечь финансирование для строительства аэропорта вблизи активно развивающегося горнолыжного курорта Шерегеш в Таштагольском районе: «В настоящее время ведутся поиски инвесторов для реализации данного проекта». О его приостановке на неопределенный срок в апреле 2019 года на пресс-конференции рассказал журналистам губернатор региона Сергей Цивилев. Тогда он сообщил, что выступивший инициатором строительства холдинг «Новапорт» просчитал проект и «доложил, что он неокупаем»: «Это огромные капитальные затраты, потому что новый аэропорт планируется в горах. Поэтому сейчас этот проект не является приоритетным. Это все лежит в архиве. Может, когда-нибудь потом он будет востребован», — сказал господин Цивилев. Тогда же он сообщил, что проблемы транспортной доступности растущего горнолыжного курорта будут решать за счет развития железнодорожного транспорта.

Комплекс Шерегеш открылся в 1981 году. Трассы расположены на склонах гор Зеленая и Мустаг. На территории горнолыжного курорта функционируют 227 объектов: 80 гостиниц, 26 горнолыжных трасс протяженностью более 56 км, 18 подъемников. Горнолыжный сезон длится с ноября по май. В зимы 2018/19 и 2019/20 годов в Шерегеше отдохнули по 1,3 млн человек. По информации минтуризма Кузбасса, согласно стратегии развития курорта, к 2035 году Шерегеш должен стать круглогодичным, а поток туристов вырасти почти втрое — до 3,4 млн человек в сезон.

Основным сдерживающим фактором строительства аэропорта для Шерегеша называлась его высокая стоимость. В минтранспорта Кузбасса „Ъ-Сибирь“ уточнили, что, «учитывая сложные географические условия, горный рельеф местности и отсутствие развитой инфраструктуры», стоимость строительства аэропорта по предложенному в 2018 году проекту «Новапорта» оценивалась в 10 млрд руб. При этом речь шла о строительстве взлетно-посадочной полосы (ВПП) класса «В» с возможностью повышения до «Б».

Глава сибирского кластера «Новапорта» Евгений Янкилевич рассказал, что в 2018 году по просьбе Сергея Цивилева холдинг рассматривал локации, где можно построить аэродром ближе к Шерегешу. Проектный институт по заказу компании просчитал семь вариантов, включая город Таштагол, который был признан неперспективным для развития с учетом ограничений по рельефу и гидрологии. «Был предложен оптимальный вариант размещения аэродрома с небольшим комфортным терминалом и перспективой роста совсем рядом с Шерегешем. Все просчитано. Доложили губернатору Кузбасса о результатах, это было до начала пандемии», — пояснил господин Янкилевич. Реализация проекта, по его словам, возможна при объединении инвестиционных усилий государства, Кузбасса и частного инвестора.

Он называет проект аэропорта в Шерегеше «сложным, но перспективным» из-за растущего турпотока и снижения сезонности. «Поток туристов — 1 млн человек в год на всех видах транспорта, но с сезонностью четыре месяца в год это сложный инвестиционный проект. С ростом интереса к внутреннему туризму поток отдыхающих растет в Кузбассе большими темпами, на Шерегеш обратили внимание сетевые брендовые гостиницы. Возникают предпосылки для снижения выраженной сезонности», — сообщил Евгений Янкилевич.

По информации администрации Таштагольского района Кузбасса, с 14 ноября по 5 января этого года турпоток в Шерегеш составил около 494,3 тыс. человек, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого сезона. Гостиницы в новогодние праздники были заполнены на 99,6% — это на 4,8% превышает прошлогодний показатель. В связи с популярностью курорта авиакомпания «Аэрофлот» и туроператоры TUI, «Пегас туристик» и ANEX Tour в декабре-январе запустили дополнительные регулярные и чартерные авиарейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Новокузнецк.

Будет ли в итоге реализован вариант строительства аэропорта «Новапорта» или разработан новый, правительство Кузбасса не уточняет. Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев по просьбе „Ъ-Сибирь“ оценил проект 2018 года. Он отмечает, что ВПП класса «Б» позволит новому аэропорту принимать региональные лайнеры (например SSJ) и все самолеты и вертолеты меньшей размерности, а также, при определенных условиях, ближнемагистральные узкофюзеляжные Boeing-737 и Airbus-320. Класс «В», по данным эксперта, ставит ограничение по размерности на уровне региональных самолетов. «Именно ВПП — самый капиталоемкий элемент. В моем понимании, строительство аэропорта в целом, включая аэровокзальный комплекс, да еще и класса „Б“», в сумму 10 млрд руб. не помещается. Если речь идет о будущем повышении, то какое-то стартовое решение принять можно, но при этом, естественно, желательно договариваться с местным правительством», — считает господин Пантелеев.

Он также предположил, что региону не стоит ограничивать поиски инвесторов крупными аэропортовыми холдингами, которых немного: «Кризис, связанный с коронавирусной инфекцией, еще не преодолен, и прямо сейчас искать инвесторов на проект с нуля в чистом поле — это нетривиальная задача, прямо скажем».

Дарья Решетникова