Шаман флота и авиастроения

В институте ему было слишком скучно, и он ушел на производство — работать токарем. Когда пришло время служить, попал на флот, где довелось служить на 5 атомных подводных лодках. Вернувшись на любимый авиазавод, трудился там более 50 лет. Казалось бы, две абсолютно разные сферы. Но именно сочетание опыта в самолето- и кораблестроении позволили Леониду создать уникальную разработку — экраноплан.
Служба на атомной подлодке научила Леонида Николаевича Миронова невероятной дисциплине и выдержке.

Запустили двигатель аэросаней, но тут один мальчик задел винт и…

Страсть к конструированию и изобретательству будоражила Леонида с ранних лет. Над деревней Дуплятка, где Леня провел свое детство, часто пролетали самолеты, и местные дети строгали их из дерева. Позже, когда семья жила уже в другой деревне, Салтынь, у юного поколения была такая забава — строить замки из самодельных кирпичей. В девятом классе друг подарил ему лодочный мотор с воздушным винтом, и он создал свои первые аэросани.

— Тогда мы, школьники, собирали металлолом. Выбор разных материалов для конструирования был завидный. Сначала мы соорудили сани на беговых лыжах, но они быстро сломались, — вспоминает Леонид Николаевич о своем первом изобретении. — Затем попробовали смастерить аэросани на коньках из железных уголков. Все отлично получилось, но при запуске один полный мальчик задел винт своей пятой точкой, и тот сломался. Но ничего, позже мы и винты уже сами начали делать!

Школьные годы вообще прошли у Леонида весело, но с пользой. По химии его выпустили с похвальной грамотой, хотя он сам шутит, что «дохимичился». Делал с ребятами порох и даже запускал в воздух ракеты с самодельными двигателями. А один раз с другом даже сорвали урок — смешали хлористое железо с соляной кислотой. Запах стоял такой, что помещения пришлось срочно проветривать. И даже вызвавший ребят директор, казалось, впечатлился смекалистостью учеников.

В 1969 году Леонид поступил в Политех на специальность «Самолетостроение». Но отучился всего лишь полгода. Бросил, так как ему, юному изобретателю, было там пресно и скучно. Устроился на авиазавод учеником токаря и благодаря своим отличным теоретическим навыкам почти сразу же получил третий разряд.

Также Леонид пробовал поступить от военкомата в Московскую ракетно-артиллерийскую акаде-мию имени Ф. Э. Дзержинского, сдавал серьезные экзамены, но, к сожалению, там не срослось.

Военкомат, как говорится, не дремлет, и в 1970 году его отправили на службу под Владивосток.

Самый необычный способ стать подводником

Попасть на флот — такой мечты у Леонида не было: «Мы сами не знали с ребятами, кем будем служить. Приезжаем, а там все в матросской форме. На протяжении шести месяцев у нас была учебка. А потом меня назначили надводником, хоть я и выдержал барокамеру!»

После обучения его направили на Северный флот — на базу атомных лодок в поселок Гремиха Мурманской области.

— Меня назначили… у нас даже загадка об этом была: у кого на надводном корабле есть отдельная каюта кроме командира? У шифровальщика! Это была наша с коллегой служебная каюта, а жили мы в кормовом кубрике, — смеется Леонид.

Даже там, на секретной службе с круглосуточными вахтами и постоянной нагрузкой Леонида тянуло на изобретения — он создал свою собственную конструкцию алюминиевой шкатулки под шифр-документы. Это было в Полярном, когда из ремонта забирали атомную лодку К-5.

— Тот ящик, который у нас уже имелся, был неудобным. Я же разработал конструкцию поменьше размером, адаптированную под конкретные документы, с двумя блоками. Командир одобрил мое изобретение. Меня на флоте вообще звали шаманом за мою интуитивную изобретательность.

Во время работы в штабе он, конечно же, мечтал служить на подводной лодке. И попал туда по иронии судьбы, иначе и не скажешь: «Один подводник, мой тезка, тоже Леонид, выпил и был пойман на этом с пличным. Серьезнейший промах. Чтобы не раздувать скандала, нас с ним решили поменять местами. Так я стал подводником на резервном экипаже атомной лодки, который через полгода вывели в отличный».

Было много работы. Служба на атомной подлодке научила Леонида невероятной дисциплине и выдержке. Там нужно было уметь все делать в любое время суток и даже с закрытыми глазами. Ведь любая ошибка стоила слишком дорого.

— Например, однажды один шифровальщик не указал в телеграмме время всплытия лодки. Казалось бы, что такого. Ан нет. В штабе уже подняли спасательные силы флота и искали дизельную лодку, думали, что она утонула. Командир подлодки тогда получил, конечно, сильный нагоняй.

Юные гардемарины и ветераны Военно-морского флота в одном строю.

Чудо техники — экраноплан

В 1973-м Леонид Миронов демобилизовался. Покинул флот со званием «главный старшина». Сдал экзамены в Политех на вечернее обучение на факультет «самолетостроение» и опять устроился токарем на авиазавод.

— Я проработал на авиазаводе 50 лет. Основная моя должность была — контрольный мастер. В начальство идти не стремился, не хотел отвечать за чужие ошибки. А вот самому руководить процессом, творить — это для меня! — пояснил Леонид.

Он контролировал сборку носовой части учебно-боевых самолетов Миг-23 УБ и Миг-27. Позже работал с эталонной и сборочной оснасткой на Су-27 УБ, Су-30, Як‑130, автожир, МС-21 и Як-152.

В 1977-м Леонид Николаевич возглавил кружок по экспериментальному конструированию. Стал создавать уже вместе со своими учениками аэросани. Затем переключился на экранопланы — изобретение а-ля «уже не катер, но еще не самолет».

Экраноплан Леонида Миронова принципиально отличается от всех других подобных летательных аппаратов. В его основе лежит схема утки. Все как у настоящей птицы: впереди голова, сзади крылья, хотя и получилась эта схема случайно. «За счет горизонтального оперения и работы крыльев происходит самостабилизация. Это позволяет экраноплану автоматически выравниваться, если у него задирается нос», — уточняет Леонид.

Молодому поколению очень повезло с Леонидом Николаевичем. Впереди у них много открытий и интересных изобретений!

Олег Усов
На открытии мемориальной доски контр-адмиралу Петру Авдейчику в пос. Мишелевка Усольского района с ветеранами ВМФ Иркутской области.