Шаг вперед. Два — назад

В Иркутске продолжаются горячие обсуждения инициативы новоизбранных депутатов гордумы о введении института сити-менеджера. Новость о соответствующем обращении в ИРО «Единая Россия» прозвучала как гром среди ясного неба. 27 ноября проходила очередная сессия городского парламента, о предстоящем вечером внеочередном собрании фракции ЕР еще никто не знал. Ну или почти никто. Спустя неделю после сообщения — ни политологи, ни чиновники все еще не могут определиться, как реагировать и чего ждать от сомнительной инициативы.
Мэр Иркутска Виктор Кондрашов

Виктор Кондрашов считает, что внедрение института сити-менеджера в Иркутске может быть осуществлено после проработки механизма взаимодействия между структурными подразделениями.

Внеочередное заседание фракции партии «Единая Россия» в думе города состоялось вечером 27 ноября, сразу после заседания горпарламента. Руководитель фракции ЕР в думе Иркутска Владимир Новожилов зачитал коллегам текст письма в региональное отделение партии, содержание которого уже на следующий день вызвало колоссальный резонанс. Что, впрочем, неудивительно.

— В городе Иркутске в настоящее время складывается непростая ситуация, связанная с формированием бюджета города Иркутска на 2015 год и плановый период 2016-17 гг. Бюджет города является дефицитным, формирование доходной части бюджета вызывает вопросы, происходит сокращение финансирования ряда муниципальных программ. В условиях сложившейся ситуации, когда необходимо максимально консолидировать усилия всех ветвей власти, всех политических сил для исполнения своих обязательств перед населением, решить возникающие вопросы при имеющейся системе городской власти затруднительно. Действующая система органов местного самоуправления города Иркутска не позволяет депутатам думы города Иркутска в полной мере осуществлять контроль за деятельностью администрации города и ее должностных лиц, — значится в пресс-релизе, разосланном в этот же день пресс-службой гордумы.

Институт сити-менеджера, который предложили депутаты, предполагает отмену прямых выборов мэра, избрание главы Иркутска из числа депутатов города и назначения главы городской администрации по результатам конкурса на контрактной основе.

— Все это позволит объединить усилия руководства города для преодоления негативных экономических явлений с минимальными потерями, позволит в полной мере осуществлять контроль за деятельностью администрации города Иркутска со стороны депутатского корпуса. А также приведет к экономии бюджетных средств, запланированных на проведение выборов мэра города Иркутска в 2014 году, это около 40 млн рублей, — процитировала Владимира Новожилова пресс-служба.

Закрытый режим заседания, на котором, кроме членов фракции, присутствовал только мэр Иркутска Виктор Кондрашов, оставляет мало шансов отразить обсуждение инициативы. Релиз приводит только комментарии зампреда думы Александра Ханхалаева и собственно Виктора Кондрашова. Первый при этом почему-то вспоминает успешный, по его словам, опыт внедрения института сити-менеджера в Улан-Удэ (напрочь забыв о скандалах в Ангарске, Усолье-Сибирском и Братске, возникших после введения системы двоевластия). Со вторым — история еще более запутанная. Пресс-службы думы и городской администрации не смогли согласовать между собой позицию мэра. В итоге дума разослала подписчикам релиз с указанием, что «Виктор Кондрашов поддержал предложение введения системы управления городом с присутствием сити-менеджера». А на сайт после нехитрых манипуляций мэрии был выставлен релиз уже с пометкой «НЕ поддержал».

После объявления об экстренном брифинге по спорному вопросу пиарщики мэра согласились все же раскрыть позицию градоначальника, которому сулят дополнительный контроль. Однако последовавший релиз большей ясности в вопрос не внес. «Привлечение на контрактной основе управленца градоначальник считает действенной практикой — именно с точки зрения хозяйственного управления городскими ресурсами. Однако не стоит забывать и о политической ответственности перед населением, которое избрало нынешних мэра и депутатов. В этой связи Виктор Кондрашов считает, что внедрение института сити-менеджера в Иркутске может быть осуществлено после проработки механизма взаимодействия между структурными подразделениями», — говорится в сообщении.

В итоге инициатива, а особенно муть, нагнетенная вокруг нее, вызывает явное отторжение у наблюдателей. Достаточно только вспомнить май 2014 года, когда Иркутская область одной из первых в стране проголосовала за сохранение на территории региона прямых выборов мэра. Странная инициатива депутатского корпуса городской думы из этой схемы прямо выбивается, для ее реализации потребуется как минимум изменение закона. Большим вопросом остается и работа действующей думы Иркутска. Если вносить изменения в устав города, добавляя строку о сити-менеджере, то требуется роспуск парламента, чтобы поправки вступили в силу.

По какому сценарию пойдет развитие событий, скоро прояснится. Одно ясно уже сегодня — положительное решение о введении института сити-менеджера в Иркутске как минимум вызовет волну негодования. Первая инициатива о проведении народного референдума по этому вопросу уже бурно обсуждается в социальных сетях.

Олег Усов