Сговор монополистов

Крупные авиаперевозчики, совершающие рейсы Иркутск–Москва–Иркутск установили максимальную стоимость на билеты по этим направлениям. ФАС не оставил этот факт незамеченным.

Остается надеяться, что после пикового сезона отпусков и показательной порки ФАСа цены на билеты хотя бы немного приблизятся к красноярским. Фото Евгения Козырева

Перелеты из Иркутска до Москвы и обратно всегда составляли солидную статью расходов и для туристов, которые отправлялись на отдых в Европу, и для деловых путешественников: по самым средним оценкам, перелет туда-обратно редко составлял менее 20 тыс. рублей. И это несмотря на то, что рейсы по этому направлению осуществляли сразу несколько компаний: местные «ИрАэро» и «Ангара», а также четыре крупнейших игрока на рынке авиаперевозок: «Аэрофлот», «Ютэйр», «Сибирь» и «Уральские авиалинии». Казалось бы, на фоне такой конкуренции цены, наоборот, должны быть лояльными, однако нет: авиакомпании, вместо того чтобы бороться за клиента с помощью ценовой политики, упорно придерживались одного прайса. В частности, в этом были замечены именно представители «большой авиационной четверки».

В течение нескольких месяцев — с февраля по июнь — управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области проводило проверку «Аэрофлота», «Ютэйра», «Сибири» и «Уральских авиалиний» по факту ценового сговора. О том, что такое имеет место быть, заявили, очевидно, сами пассажиры — ФАС провела антимонопольное расследование по заявлению физических лиц, по мнению которых во втором полугодии 2012 года и в начале 2013 года цены на билеты по направлению Иркутск—Москва—Иркутск были завышены у этих авиаперевозчиков. Антимонопольщики проверили все факты и подтвердили, что в этот период все четыре авиакомпании демонстрировали модель так называемого группового поведения. «Это выразилось в негласно скоординированной ценовой политике именно на направлении Иркутск—Москва. Тарифы на пассажирские перелеты данного направления придерживались в едином ценовом диапазоне, что не было обусловлено объективными обстоятельствами, в разной степени влияющими на экономическую деятельность этих компаний. Все четыре авиакомпании установили максимальные цены за билеты в столицу именно в Иркутске. Билеты этих же перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле», — сообщили в ФАС.

Люди, которые часто летают в столицу нашей родины, действительно жалуются на цены авиабилетов. Жалуются на них и москвичи, которые планируют поездки в Иркутск и на Байкал. Друзья автора из Москвы в феврале этого года, для того чтобы приехать на Ольхон, купили билеты на рейс Москва—Улан-Удэ—Москва. Билеты в обе стороны обошлись чуть дороже 8 тыс. рублей — цена, о которой мечтает любой иркутянин. Даже с учетом поездки из столицы Бурятии до столицы Восточной Сибири на поезде стоимость проезда оказалась чуть ли не в два раза ниже, чем цена прямого перелета Москва—Иркутск—Москва.

Сейчас такой разницы между стоимостью перелета до Москвы из Иркутска или из Улан-Удэ туда же нет: при анализе стоимости билетов оказалось, что она схожая. Так, например, улететь в столицу в июле из Приангарья и вернуться назад через неделю обойдется примерно в 24-25 тыс. рублей, а этот маршрут из Бурятии будет стоить столько же. Дороже лететь в Москву из Читы — там стоимость перелета в обе стороны в одинаковые даты стартует с 27 тыс. А вот летать из Красноярска оказывается значительно дешевле: перелет туда-обратно обойдется в 15,5 тыс. Для большей объективности были проанализированы цены на билеты в конце сентября. Даже с учетом ранней покупки, более чем за три месяца до вылета, стоимость оказалась внушительной: 23 тыс. из Иркутска, 24 тыс. из Улан-Удэ. Красноярск опять порадовал: всего 12 тыс. руб. в обе стороны.

Показательно, что о ценовом сговоре четырех крупных авиаперевозчиков антимонопольная служба объявила в начале лета — как раз на старте сезона отпусков. У клиентов авиакомпаний такие заявления, вероятно, подорвут доверие к перевозчикам, однако кардинально ситуация не изменится: число пассажиров на рейсах меньше не станет. Остается надеяться, что после пикового сезона отпусков и показательной порки ФАСа — а ведомство уже заявило, что ход дела по признакам нарушения конкурентного права в отношении авиакомпаний будет носить публичный характер, — цены на билеты хотя бы немного приблизятся к красноярским.

Екатерина Головина