Сгоревшие надежды на справедливость

Серия автомобильных поджогов в Иркутске, начавшаяся весной, продолжается. Люди, попавшие под огонь, не только теряют свое имущество, но еще и сталкиваются с массой проблем. При этом даже наличие КАСКО на уничтоженную машину в этой ситуации не является гарантом спокойствия и безопасности. Корреспондент Al встретился с одним из пострадавших и узнал, через что приходится пройти людям, которые стали жертвами поджигателей.

Автомобиль Дмитрия сгорел 20 апреля. Ничем не примечательная Chevrolet NIVA 2014 года загорелась под окнами дома ночью. К счастью, огонь вовремя заметили и затушили. Вызвали пожарных, полицию. Когда все круги ада были пройдены, а формальности улажены, пострадавший задумался об обращении в страховую компанию: автомобиль был куплен в кредит на два года, и потому в обязательном порядке застрахован по договору КАСКО в ООО «Росгосстрах». К моменту поджога машиной пользовались всего девять месяцев. Конечно, погашенных платежей уже никто не вернет, но хотя бы кредит платить не придется, да и компенсация за уже выплаченную часть долга от страховой пойдет владельцам. Так утешал себя Дмитрий.

Для обращения в страховую пришлось собрать многочисленные документы. Их и отнесли в «Росгосстрах», где Дмитрию сообщили: на рассмотрение дела компании потребуется 20 дней. На этот срок как раз выпадал очередной платеж по кредиту. В ООО «Сетелем Банк», где был оформлен займ (кстати, дочерней структуре Сбербанка РФ!), мужчине сообщили, что вне зависимости от того, что произошло с предметом залога, за него надо платить до тех пор, пока страховая компания не уведомит банк об утрате. Никакие документы от пожарных и полиции о том, что автомобиль сгорел, банк в учет брать не стал.

Через 20 дней страховая не вынесла решения. На все вопросы Дмитрия отвечали уклончиво — требуется еще время. Прошел месяц, потом еще один. Мужчина продолжал гасить кредит за сгоревший автомобиль, признанный оценщиками страховой компании не подлежащим восстановлению. Попутно появилась еще одна проблема:

ООО «Сетелем Банк» стал настойчиво требовать срочно оформить договор КАСКО на второй год пользования кредитом, в противном случае банк грозился оштрафовать клиента на 10 тыс. рублей.

Дмитрий начал разбираться с этой ситуацией, но в местном отделении банка на Киевской, 24 развели руками: мол, правила у нас такие. Хотя и признали, что требование застраховать сгоревшую машину абсурдно. Только после нескольких письменных обращений и неоднократных долгих выматывающих разговоров с сотрудниками финансовой структуры по телефону банк устроил аттракцион неслыханной щедрости и разрешил не оформлять страховку.

В полиции уголовное дело по факту поджога закрыли только в конце июля, то есть через три месяца после пожара. Страховая еще месяц затягивала сроки, повторно отправляла оценщика на осмотр автомобиля, и, наконец, выдала решение: действия по договору КАСКО признаны страховым случаем, владельцу автомобиля будет выплачена страховая премия.

Поскольку выгодоприобретателем кредитного автомобиля является банк, то деньги ООО «Росгосстрах» перевел на счет ООО «Сетелем Банк».

Страховая выплата за машину, которая была застрахована на 540 тыс. рублей, составила 411,8 тысяч! Как оказалось в процессе разбирательства, «Росгосстрах» насчитал амортизацию за 9 месяцев в размере 18%.

Однако при пересчете это сумма должны была составить 97 тысяч рублей, а куда же делись еще почти 30 тысяч? На письменное обращение Дмитрия в страховой ответили: эти деньги будут выплачены вам только в том случае, если вы доставите остатки автомобиля на нашу базу. Разумеется, за свой счет.

Политика страховых компаний насчет амортизации — это нормальная практика. Остатки машины действительно можно или привезти, или самостоятельно попытаться продать. С этим Дмитрий смирился. Однако поведение банка в этой ситуации его просто убило. В «Сетелем Банке» ему сообщили, что погасить кредит досрочно — не такой простой процесс, и Иркутский филиал этим не занимается. Надо звонить в Москву и записываться. В итоге по телефону горячей линии мужчину записали только на 25 сентября — в этот день будет рассматриваться вопрос о возможности досрочного погашения займа. Но и тогда остатки средств Дмитрий не получит, так как «Сетелем Банк» по каким-то непонятным причинам не разрешает снимать клиентам средства со своего счета.

Остаток суммы будет переведен на счет Байкальского банка Сбербанка России, и за перевод средств с суммы снимется еще 1,5%. Казалось бы, мелочь — около 2 тыс. рублей. Но за что?

К тому же таких мелких платежей накопилось очень много. Пока Дмитрий платил кредит за сгоревшую машину, в виде процентов банк ежемесячно получал порядка 4 тыс. рублей.

Машину до сих пор невозможно снять с учета, так как ПТС находится в залоге у банка, а это значит, что уже пошел второй год, за который надо будет заплатить транспортный налог. Страховая выплата, которая месяц лежит на счете без дела, скорее всего, уже давно «запущена» в бизнес. В общем, убытков хватает. Сколько нервов было потеряно во время всех этих разбирательств — и не счесть. Возможно, потери еще будут. В настоящее время Дмитрий всерьез думает об обращении в суд: «Росгосстрах» затянул процесс принятия решения и выплаты средств более чем на 60 дней, и поэтому со страховой можно взыскать пени за просрочку.

Виктория Шолохова