Сезам, откройся

AlibabaGroup представила иркутскому бизнесу возможности выхода на глобальный рынок
Компания Alibaba Group планирует в течение 3-5 лет открыть в Иркутске инновационный центр, который станет и точкой доступа к венчурным инвестициям, и бизнес-инкубатором для технологических стартапов, и акселератором для бизнеса в сфере сетевых технологий. Как сообщил на Байкальском международном форуме партнеров ведущий консультант проекта центрального аппарата «Алибаба» в Ханчжоу господин Лупин, подобные центры компания планирует открыть в нескольких точках мира и рассматривает поиск и поддержку инновационных стартапов как одно из основных направлений своего развития.

На форуме Alibaba Group представила возможности своей торговой площадки.

–В Иркутской области достаточно умных и талантливых предпринимателей, людей, которые создают что-то интересное и неординарное, то, что сейчас необходимо современному обществу. У них еще многое впереди, но чем дальше, тем больше они должны развиваться. Нужно выводить их на глобальный уровень, — подчеркнул Ван Лупин. — У нас сформирована политика в отношении малых и средних инновационных предприятий, мы готовы помочь им стать глобальными компаниями, используя наш опыт развития бизнеса.

Сегодня в России компанию Alibaba знают скорее как электронную торговую площадку, прежде всего Aliexpress — направление трансграничной торговли, преимущественно для поставки китайских товаров в другие страны. А другие бизнесы группы, работающие в сфере венчурного инвестирования, платежных систем BiGData, искусственного интеллекта, пока еще не так известны.

Между тем Иркутский национальный исследовательский технический университет в прошлом месяце получил эксклюзивное право представлять Alibaba Group в России для отбора инноваций и технологических стартапов на конкурс венчурного фонда. Как заявил проректор ИрНИТУ Дмитрий Савкин, университет намерен искать интересные инновации и технологические стартапы не только в Иркутской области, но и по всей России.

Презентация первых кандидатов на участие в полуфинале конкурса прошла в рамках работы профильной секции Байкальского международного форума партнеров. Среди представленных проектов были не только идеи сетевых сервисов (например, анализирующие предложения по аренде спортивных залов для любительских команд — где и когда имеется свободное время, какова стоимость аренды, или сервис, который на основе больших данных может рекомендовать строительные материалы под конкретный проект, а также посоветовать оптимальных подрядчиков и поставщиков, изучив отзывы и рассчитав логистику), но и предложения биологически активных добавок (давно работающий успешный бизнес, желающий расширить рынки сбыта), и система расчета за товары криптовалютами, и проект выработки энергии для дата-центров за счет сжигания попутного газа нефтяных месторождений.

Вторым сетом представители компании оценили проекты из других регионов России, которые их разработчики представили дистанционно в ходе интернет-конференции.

— Все проекты были предварительно оценены экспертами ИрНИТУ и Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. Те, что нам показались перспективными, мы предварительно представили экспертам Alibaba, и уже они сформировали окончательный список тех, с которыми хотели бы предметно познакомиться здесь, на форуме, — пояснили в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири.

Как рассказал ШаВэй, главный распорядитель глобального конкурса венчурных инвестиций Alibaba «СREATE», к рассмотрению принимаются заявки как на стадии идей и разработок, так и от действующих бизнесов, желающих вывести свои инновационные продукты на глобальный уровень, в секторах производства, сетевое развитие и экология.

— На примере прошлогоднего конкурса могу сказать, что примерно 80 компаний не только из Китая, но и из других стран, вышли в финал, победители получили поддержку как от нашего венчурного фонда, так и от иных инвесторов, которых мы объединили на платформе CREATE. Кто-то получил возможность участвовать в международных конкурсах, кто-то — гранты, помещения, мощности, консультационную поддержку в дальнейшем развитии, — рассказал ШаВэй. — В течение последующих месяцев несколько команд получили второй транш финансирования на развитие своих проектов.

Наряду с подразделением CREATE Alibaba Group представила в Иркутске и возможности своей торговой площадки. Напомним, в прошлом году СМИ сообщили о «сделке года» — Alibaba Group, «Мегафон», Mail.Ru Group и Российский фонд прямых инвестиций создали совместное предприятие в сфере электронной коммерции AliExpressRussia. Основной пакет акций — 48% — отошел Alibaba. Доля «МегаФона» составила 24%, Mail.Ru Group — 15%, у РФПИ 13%. От отечественных игроков AliExpressRussia досталась площадка электронной трансграничной торговли Pandao и обширная база российских клиентов, а от китайцев — технологии и ресурс платформы.

Как ранее заявляли представители компании, новая торговая площадка намерена намного плотнее работать с российскими компаниями, также решать вопросы по доставке товаров — как из Китая в Россию, так и из России в Китай и между российскими продавцами и покупателями.

Электронная коммерция в России только начинает развиваться. По данным «Яндекс. Маркет», оборот офлайн торговли в России оценивается в 15 триллионов, тогда как ecommerce только в 1,3-1,5 триллионов рублей. Перспективы для развития есть — прежде всего в сегменте фармацевтики (сейчас в первом чтении в Госдуме находится закон о продаже медикаментов через интернет), обсуждается закон об интернет-торговле алкогольной продукцией. С другой стороны, ожидаются определенные сложности в связи с изменением ряда нормативных актов, касающихся правил продажи товаров дистанционным способом, досудебного урегулирования конфликтов и прав потребителей. Это потребует определенной адаптации бизнеса, однако тем не менее российский сегмент интернет-торговли считается перспективным. Что собственно и объясняет интерес китайского инвестора.

Кроме того, представители китайского гиганта познакомили участников форума с другими своими площадками электронной коммерции — ThaoBao и TMall (площадка, где работают самые престижные компании с гарантией качества — ее выделили в особое направление, введя заградительные сборы и депозиты в несколько тысяч долларов, отсекшие мелких торговцев). Рассказали об облачной технологии (облако Ali третье по величине в мире), о своей платежной системе и направлении искусственного интеллекта. А также о продвигаемой компанией стратегии «новой розницы» (NewRetail), где электронная коммерция объединится с офлайн торговлей с помощью BigData. На практике она была реализована в Китае после строительства сети постаматов по стране, что решило проблему «последней мили». Через электронное приложение покупатель выбирает нужные товары (они могут быть представлены в различных офлайн магазинах), служба доставки комплектует их в единый заказ и доставляет в выбранный постамат. По заверениям представительницы китайской делегации Ся Шао, жители мегаполисов в Поднебесной посредством этого сервиса покупают даже продукты, не посещая магазины: логистика удобная, а товары часто даже с доставкой оказываются дешевле, чем в магазине.

— Мы пригласили представителей флагманов интернет-коммерции — «Яндекс. Маркет», Alibaba Group, OZON (их делегаты очень хотели, но не смогли приехать) по многочисленным просьбам нашего бизнеса. Сегодня это необходимый инструмент продвижения продукции, который в том числе может служить для выхода на зарубежные рынки. А это крайне актуально для предприятий и организаций — членов палаты, — подчеркнули в ТПП ВС.

Елена Демидова