Сергей Тен: «Всегда важно видеть будущее»

Одним лишь коронавирусом наполнен уходящий год? Ну уж нет! Жители поселка Залари, например, будут вспоминать его в связи с открытием путепровода через железнодорожные пути — объекта, которого здесь ждали едва ли не с того момента, когда был пущен Транссиб. Водители-дальнобойщики запомнят, что именно в этом году после завершения реконструкции Култукского тракта ушел в историю так называемый «тещин язык» — самый, пожалуй, аварийный до недавнего времени участок дороги от Москвы до Владивостока. В селе Мальта будут рассказывать, что в 2020-м году сформировалась идея создания на площадке местного археологического памятника уникального музейного комплекса под открытым небом — в ближайшее время, кстати, он будет представлен в федеральном Минкульте. Эти проекты так или иначе мы неоднократно обсуждали с депутатом Государственной думы Сергеем Теном, поскольку их возникновение, продвижение, реализация проходят по его инициативе и при его активном участии. О важных подробностях — сегодня, подводя итог уходящего года.

— Сергей Юрьевич, скажите, какой из проектов для вас более значимый?

— Я бы не стал расставлять приоритеты. Все это одинаково важно и нужно. И подводить итоги уходящего года я бы начал немного с другого: с принятия федерального бюджета. Я слышал много критики в адрес этого документа, но могу со всей ответственностью сказать: федеральный бюджет совершенно адекватный, объективно отражающий сегодняшнюю действительность. Продолжено финансирование национальных проектов, будут выделяться средства на такие важные для Иркутской области направления, как приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» и многие другие. Те социальные гарантии, которые должны выполняться, будут полностью профинансированы. А с учетом того, что на днях президент заявил о выделении денежных средств на каждого ребенка в возрасте до 7 лет, можно в очередной раз сделать вывод, что государство в сложных ситуациях в беде своих граждан не бросает.

— Сохранится ли в прежнем объеме финансирование дорожной отрасли Иркутской области?

— В 2020 году из федерального бюджета мы получили на дороги порядка 9,3 млрд рублей. На следующий год запланировано почти на 1 млрд рублей больше. Подводя итог прошлого года, могу сказать, что больших срывов избежать удалось. При этом было немало нареканий к организации производственного процесса. Думаю, соответствующие выводы должны сделать все — и заказчики, и подрядчики, и представители администраций тех населенных пунктов, где проводились работы. Главный урок, который нужно усвоить: к исполнению контрактов нужно готовиться заранее, не в тот момент, когда надо выходить на объект. Уже сейчас нужно жить следующим годом: строителям — готовить необходимые материалы, властям — прорабатывать такие транспортные схемы, при которых люди бы не испытывали глобальный дискомфорт. Потому что, с одной стороны, — да, мы реализуем национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и вроде это должно быть хорошо, но, с другой стороны, испытываем массу негативных эмоций — потому что на Джамбула, например, так и не было организовано на должном уровне дорожное движение, хотя возможности для этого, на мой взгляд, имелись.

— Зато на Култукском тракте построен обход, который исключил аварийный участок, так называемый «тещин язык». Движение в разы стало быстрее.

— Да, это важный итог уходящего года, но «тещин язык» ушел в историю. Строительство другого важного отрезка трассы — с 26-го по 47-й километр фактически стартовало в этом году. Данный проект предполагает обходы населенных пунктов Чистые Ключи и Моты. Продолжается строительство обхода Усолья-Сибирского. По графику завершение работ планировалось на 2024 год, но подрядчик выразил готовность сдать магистраль на год раньше. Эта дорога стоит у меня на особом контроле.

Под кем горят дороги в Иркутске?

Депутат Госдумы РФ от Иркутской области Сергей Тен готов описать недочеты с точки зрения профессионала. На днях в рамках своей работы в комитете ГД по транспорту и строительству он проверил в Иркутске качество исполнения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В частности проехал по улицам Ядринцева, Култукская, Красноказачья…

Подробнее

На федеральной трассе «Красноярск—Иркутск» осталось два переезда через железнодорожные пути: в районе Тулюшки в Куйтунском районе, и в районе Шерагула в Тулунском районе. По Тулюшке мы добились выделения денежных средств, и в этом году сюда вышли строители, по Шерагулу пока не получается, но мы продолжаем работать по этому объекту. И лично для меня будет большой праздник, когда на всем протяжении автомобильной дороги «Красноярск—Иркутск» в границах Иркутской области не останется больше ни одного пересечения с Транссибом в одном уровне, мы не будем часами стоять на переездах.

Очень важно, что в этом году мы добились того, что Черемхово вошел в состав Ангарской агломерации и получил возможность участвовать в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В следующем году мы будем помогать администрации Черемхово максимально эффективно распределить денежные средства, которые придут по этому проекту.

— Высказывались мнения, что минувший год стал едва ли не прорывным в плане решения проблем Байкальской природной территории. Действительно ситуация на берегу Байкала кардинально изменилась?

— До последнего времени жизнь территории возле Байкала регламентировалась сразу несколькими нормативными актами, зачастую противоречащими друг другу. В результате практически любая деятельность подпадала под запрет. Мы в Государственной думе, на уровне Межфракционной рабочей депутатской группы «Байкал», куда входят представители Иркутской области, Бурятии и Забайкалья, начали работать над совершенствованием природоохранного и экологического законодательства таким образом, чтобы соблюсти баланс интересов всех: и экономики, и человека, и природы. Первое, чего мы добились, это отмены обязательной экологической экспертизы для строительства типовых социальных объектов на Байкальской природной территории, кроме Центральной экологической зоны. Тем самым мы упростили для многих районов Иркутской области — Усольского, Черемховского, Шелеховского, для территорий Бурятии процесс прохождения экспертизы. Экономия по деньгам составила от полутора до четырех миллионов, по времени — до шести месяцев. В марте вступили в силу нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. В настоящее время работа органов власти и предприятий, в соответствии с принятыми нормами, также в целом проблем не вызывает.

Главное — не опускать руки

Депутат Государственной думы от Иркутской области Сергей Тен откликнулся на просьбу талантливого художника-инвалида Михаила Игумнова из села Онот Черемховского района. Парламентарий помог в приобретении и доставил домой к Михаилу специальный немецкий велотренажер с электродвигателем для восстановления двигательных функций ног…

Подробнее

Следующий вопрос, который близок к решению — это корректировка 643-го постановления правительства, которое определяет перечень видов деятельности, запрещенных на Байкале. Новая редакция этого постановления, где перечень изменен в сторону сокращения, находится на подписи у председателя правительства Михаила Мишустина.

— Буквально на днях Михаил Владимирович вручал вам благодарственное письмо за заслуги в законотворческой деятельности. Не было желания спросить его, почему постановление не подписывает?

— Желание было, но я здраво, на мой взгляд, оценил ситуацию: нас на мероприятии было много, и, если бы каждый последовал моему примеру и стал бы что-то у премьера спрашивать, мы бы долго не разошлись. Думаю, подписание этого документа — дело времени, причем очень близкого. Мы много работали над обновленным постановлением, добились объективного и оптимального баланса интересов. На встречах с губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым, с главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым мы подтвердили единую точку зрения на результат нашей работы. Я не вижу причин откладывать подписание этого документа в долгий ящик. В заключение обсудили планы нормотворческой работы на 2021 год и вопросы организации и проведения в России Года Байкала. Необходимо завершить законопроектную работу по лесным поселкам, установлению границ населенных пунктов, минеральным, термальным, радоновым водам, там, где это актуально, завершить второй этап вопроса приобретения гражданами в собственность земли в границах населённых пунктов в байкальских нацпарках.

— Сергей Юрьевич, традиционный вопрос, который в свете событий последних восьми-девяти месяцев звучит на этот раз особо: как вы оцениваете уходящий год?

— То, что год был очень непростым, — это понятно. При этом, с одной стороны, у нас коронавирус, на который проецируются экономические проблемы, с другой — мы продолжаем работать, сдавать крупные объекты, начинать новые. Поэтому оценка того, что происходило в этом году, зависит от мировосприятия каждого из нас. Это как извечный вопрос: стакан наполовину полный или наполовину пустой? Я сторонник той точки зрения, что стакан скорее полон, чем пуст.

Михаил Каманин