Сергей Тен: «Важно воспользоваться шансом, который дают нацпроекты»

Член комитета Государственной думы РФ по транспорту и строительству Сергей Тен в ходе специализированной выставки «Транспорт и дороги Сибири» рассказал о задачах, стоящих перед дорожной и транспортной отраслями и путях их решения. По его мнению, в настоящее время у регионов и страны в целом сложились неплохие условия для того, чтобы сделать рывок в этих направлениях.

Перенимать опыт

В ходе своего выступления Сергей Тен акцентировал внимание на национальных проектах, реализуемых в стране. По его словам, объем финансирования нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в совокупности с другими государственными программами, касающимися модернизации дорожной инфраструктуры, снижения аварийности и других аспектов составляет 11 трлн рублей на период до 2024 года. «Это огромные деньги, которые необходимо потратить с умом, решить важнейшие задачи, стоящие перед страной», — подчеркивает Сергей Тен.

Депутат перечислил ряд направлений, в которых необходимо двигаться дорожному транспортному сообществу Приангарья. Так, для эффективной реализации федеральных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры в Иркутской области необходимо менять подход к самой теме транспорта. Сегодня эта тема в регионе недооценена, убежден парламентарий.

«Транспортный комплекс должен быть един. У нас в Приангарье такой подход отсутствует: каждый муниципалитет решает эти задачи по-своему. Сегодня у нас даже нет органа, который бы отвечал за развитие транспорта. Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области курирует три масштабных и слабо связанных между собой направления. Но когда мы смешиваем такие важные отрасли, как транспорт, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, тем самым существенно снижаем значение каждой из них. Этого делать нельзя», — настаивает Сергей Тен.

По его словам, чтобы добиться успеха, необязательно делать что-то «с нуля» — можно перенимать опыт у более крупных мегаполисов и успешных регионов, которые сегодня активно развиваются, двигаются вперед и намного опережают Приангарье. «В этом отношении нацпроект «Безопасные и качественные дороги» тоже может стать подспорьем. Ведь нацпроект — это не только деньги, но и определенные управленческие технологии, — объясняет Сергей Тен. — Сегодня мы все знакомы с картиной, когда в вопросах инфраструктурного развития каждый выполняет свою узкую задачу: муниципалитеты, регионы, государство. Необходимо внедрять другой режим управления, чтобы решать вопросы на качественно новом уровне».

В настоящее время благодаря нацпроекту в отрасли складываются условия, для того чтобы существенно повысить эффективность управления дорожным хозяйством в стране. Так, в частности, начинают применяться методики оценки влияния от реализации транспортных инфраструктурных объектов на экономику страны. «Конечно, эти методики пока слабо учитывают особенности территорий Сибири и Дальнего Востока, наших огромных расстояний и низкой плотности проживания населения. Но главное, что нацпроект дает возможность подтянуть слабые субъекты, а сильным — поделиться своим опытом».

Безопасность — главное

Еще одной важной актуальной задачей является повышение безопасности дорожного движения. Показатели смертности в авариях за ближайшие 5 лет должны быть снижены более чем в три раза, до 4 случаев на 100 тысяч жителей в соответствии со Стратегией повышения безопасности дорожного движения. За такие короткие сроки задачу подобного уровня не выполняло ни одно государство в мире. «Пока не все российские регионы готовы к такому. В частности Иркутская область в этом направлении двигается по принципу «как получится». Почему это происходит — сказать сложно. Но исправить ситуацию поможет заимствование опыта других территорий», — считает Сергей Тен.

Цифры по ДТП и погибшим в них гражданам в течение последних лет неуклонно снижаются (в среднем по России за последние 6 лет количество ДТП снизилось на 33%, аналогичные цифры и в Иркутской области). В то же время количество ДТП и жертв в авариях с пьяными водителями снижается низкими темпами. Так, в 2018 г. в России каждый четвертый погибший в ДТП человек стал жертвой аварий с участием пьяных водителей, в Иркутской области — каждый третий. И это несмотря на то, что административная ответственность за управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения ужесточена. Сейчас, если такие действия не содержат признаков преступления, — водитель выплачивает штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет.

«Сейчас в рамках партийного проекта «Безопасные дороги» и в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы прорабатываем ряд мер, которые будут действенными в данной области. Речь, в частности, идет о законопроекте, устанавливающем возможность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с применением телемедицины. Это позволит осуществлять более оперативный и объективный контроль состояния здоровья водителей, в том числе и в удаленных территориях. 19 марта комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал принять его в первом чтении. Ведется дополнительная профилактическая и просветительская работа», — рассказал Сергей Тен.

По его словам, если коренного снижения ДТП с пьяными водителями не произойдет, — необходимо продолжать линию усиления наказания за это крайне опасное нарушение ПДД, как это уже принято во многих странах.

Внимание на моногорода

Еще одна задача — уделить внимание транспортной и дорожной инфраструктуре моногородов Иркутской области. 70% жителей, проживающих в моногородах России, недовольны дорогами. При этом средний показатель по остальным территориям России — 35%. Статистика отражает факт, что на сегодняшний день дороги в моногородах — одна из ключевых проблем. В связи с этим большие надежды возлагаются как на систему региональных и муниципальных дорожных фондов, так и, в первую очередь, на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Ранее только три моногорода — Тольятти, Новокузнецк, Набережные Челны — попадали под требования нацпроекта, поскольку основным критерием было население более 500 тысяч человек. При этом в Приангарье удалось включить в проект в 2017 году моногород Шелехов в составе иркутской агломерации — за два года проекта на его территории приведены в нормативное состояние 43,8% дорог. При формировании нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) с 2019 года требование к населению снижено до 200 тысяч человек. Под новый критерий номинально подпадают уже восемь моногородов России, соответственно, агломераций с ними в составе еще больше.

«Наша задача — чтобы как можно больше моногородов попало в БКАД. Для этого, на мой взгляд, необходимо предусмотреть, чтобы в нацпроект вошли агломерации с населением от 100 тысяч человек, если в их составе есть моногород. К примеру, из 319 моногородов только 21 моногород имеет население свыше 100 тысяч человек, а 298 моногородов — это 99 тысяч населения и менее. К сожалению, сегодня в нацпроекте они участвовать не могут», — подчеркивает Сергей Тен.

Парламентарий отмечает, что в Иркутской области через работу с Минтрансом России, Росавтодором, регионом и муниципалитетами удалось добиться определенных положительных результатов: в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года включено строительство объездной дороги г. Усолье-Сибирское (это 43 км абсолютно новой дороги); в БКАД с 2019 года включен Братск, который является ключевым для транспортной ситуации в моногородах Усть-Илимск и Железногорск-Илимский (это 113 км обновленных дорог). За выделение денег пришлось побороться и в правительстве, и в Госдуме.

«Сейчас продолжаю работать по включению в проект БКАД моногорода Черемхово. Один из вариантов решения этого вопроса — включение Черемхово в состав ангарской агломерации. Проблема в том, что такие понятия, как «агломерация» и «транспортная агломерация», не закреплены законодательно и нет четкого ответа, по каким критериям моногорода могут стать ее частью, — отмечает Сергей Тен. — Лишь частично здесь можно сослаться на стратегию пространственного развития России на период до 2025 г., где говорится, что «крупнейшая городская агломерация» — совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 1 000 000 человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми и социальными связями».

Необходимо законодательно закрепить понятия «агломерация», «транспортная агломерация», как и в целом само понятие «моногород», так как к ним мы привязываем много финансовых инструментов поддержки. Также следует не только приоритизировать мероприятия проектов в моногородах, в частности БКАД, но также и квотировать их. «К примеру, специально включать моногорода в состав ближайших агломераций с целью приведения их дорог в нормативное состояние. Все-таки мы говорим об экономике, транспортной связности территорий, комфорте для граждан, скорости и стоимости перевозки грузов. В этой связи такой подход имеет свои основания», — добавляет Сергей Тен.

Контроль и диагностика

В Приангарье реализуются два крупнейших федеральных проекта: Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В совокупности на эти два направления в России выделяется более 11 триллионов рублей.

«На территории Иркутской области БКАД реализуется третий год. При этом наш регион единственный в стране, где в нацпроект удалось включить три агломерации: Иркутскую (Иркутск и Шелехов), Ангарскую (Ангарск и Усолье-Сибирское) и Братскую (Братск и Братский район), — напоминает депутат. — Проект заключается не только в выделении федеральных субсидий на ремонт городских и муниципальных дорог — это еще и ужесточение контроля со стороны федерации за использованием этих средств».

В частности, на территории Иркутской области с недавнего времени контроль работ региональных и муниципальных подрядчиков вошел в обязанности Упрдор «Прибайкалье». Также сейчас регионы будут обязаны проводить диагностику автомобильных дорог, без которой трудно проконтролировать качество состояния дорог в течение гарантийных сроков. А это уже мониторинг, база знаний, опыт. Появились ключевые показатели, которые имеют комплексные значения. Мы ожидаем, что качество ремонта и строительства дорог улучшится, а сроки и объемы финансирования будут соблюдаться.

«Что касается Комплексного плана, мы, транспортники, называем его «тринадцатым нацпроектом». В его рамках выделяются средства на модернизацию аэропортов — в нашем регионе это Бодайбо и Братск. Удалось добиться включения в план строительства глубокого обхода Усолья-Сибирского — моя команда занималась этим вопросом 7 лет, — резюмировал Сергей Тен. — Для достижения целевых показателей необходимо сделать многое. Уже не первый раз мы говорим о необходимости создания ситуационного центра управления дорожным движением с представителями ГИБДД, здравоохранения, МЧС. Следует создать эффективную систему весового контроля. Необходима программа развития интеллектуальных транспортных систем области с возможностью интеграции с федеральной и региональными системами других регионов».

Олег Усов