Сергей Тен: «Наша задача — соблюсти баланс между сохранением Байкала и социально-экономическим развитием территорий»

Байкальская природная территория в этом году потребовала пристального внимания от властей всех уровней. И здесь роль Межрегиональной рабочей группы «Байкал», действующей в Государственной думе РФ, особо важна. Ее председатель, депутат ГД РФ от Иркутской области Сергей Тен неоднократно подчеркивал важность соблюдения рационального баланса между социально-экономическим развитием прибайкальских территорий и задачами сбережения природы. О процессе поиска этого баланса, о развитии ТОСЭР в моногородах и, конечно, о дорогах он рассказал в интервью спецпроекту «Итоги».

— Одно из последних событий федеральной повестки, касающееся Иркутской области, — это присоединение Бурятии и Забайкальского края к Дальнему Востоку. Сергей Юрьевич, видите ли вы какие-либо риски из-за нахождения двух территорий-исполнителей программы «Охрана озера Байкал» в разных федеральных округах?

— Мы обсуждали этот вопрос — перехода Бурятии и Забайкалья в состав Дальневосточного федерального округа — на декабрьском заседании Межфракционной рабочей группы «Байкал». В том числе экономические и природоохранные аспекты данного процесса. Но этот вопрос настолько объемный, что было принято решение более детально рассмотреть конкретные направления действий в природоохранной, социально-экономической, транспортной и энергетических сферах уже в начале 2019 года. Причем в обсуждении помимо депутатов ГД РФ будет участвовать Министерство РФ по развитию Дальнего Востока.

Мое мнение, что

У Бурятии и Забайкалья теперь появилась возможность использования новых преференций. И это обязательно позитивно скажется на социально-экономическом развитии двух регионов.

Вместе с тем и Госдуме, и Правительству России, и региональным органам власти необходимо предусмотреть правовые меры защиты земель в границах БПТ от их передачи в частную собственность в рамках программы «дальневосточного гектара». Я уверен, что правовой охране должны подлежать не только земли центральной экологической зоны БПТ, но и земли, непосредственно примыкающие к ней.

— В 2018 году на прибайкальской территории особо обострились проблемы, связанные с действием постановления Правительства РФ, перечисляющего запрещенные здесь виды деятельности. Люди жалуются на невозможность построить жилой дом, оформить в собственность земельный участок. Неразрешенным уже многие годы остается вопрос прохождения экологической экспертизы. Расскажите, удалось ли в 2018 году добиться «подвижек» в корректировке законодательства, вызвавшего столько споров?

— Действительно, постановление Правительства России «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» в существующем виде создает очень много препятствий для жизни простых людей. В том числе и при получении разрешения на строительство жилья. Постановление не дает ясного ответа, каким критериям должно соответствовать сооружение, чтобы не попасть под запрет. Проблема обострилась в последние годы, когда началась активная борьба с нелегальными гостиницами у Байкала, замаскированными под частные дома. Выдавая разрешение, местные власти всякий раз рискуют попасть под судебное разбирательство.

Решить проблему на законодательном уровне мы пытаемся уже не один год, но законотворчество — процесс небыстрый.

С просьбой разобраться в ситуации я направлял запросы в адрес председателя правительства Дмитрия Медведева, министра природных ресурсов и экологии России Дмитрия Кобылкина, генпрокурора России Юрия Чайки. Сейчас эти запросы находятся на рассмотрении в Правительстве России и Генеральной прокуратуре России.

Очень надеемся, что соответствующий проект постановления с изменениями действующих норм будет внесен в Правительство России в первом квартале 2019 года. Я думаю, все понимают, что ситуация требует скорейшего решения. Ведь на самом деле из-за этого вопроса назревает серьезный социальный кризис: он затрагивает жизнедеятельность более чем 70 тысяч граждан, проживающих в центральной экологической зоне БПТ.

Что касается экологической экспертизы, в рамках депутатской рабочей группы «Байкал» мы также уже на протяжении нескольких лет бьемся над совершенствованием законодательства. Наша задача — четко соблюсти баланс между экологическими задачами, охраной природы, сохранением озера Байкал и социально-экономическим развитием территорий.

— К вопросу о социально-экономическом развитии. МРГ «Байкал» большое внимание уделяет проблемам моногородов. Как известно, для пяти моногородов Забайкальского края, Бурятии и Иркутской области удалось получить статус ТОСЭР — территорий опережающего социально-экономического развития. Как вы оцениваете первые итоги создания ТОСЭР на этих площадках?

— Что служит показателем успешности функционирования ТОСЭР? Конечно же, количество резидентов, созданные ими рабочие места, качественная продукция по новым для города видам экономической деятельности, налоговые и иные отчисления в результате деятельности предприятия. Полагаю, что с этой точки зрения показатель в 15 резидентов для 5 ТОСЭР не выглядит, мягко говоря, впечатляющим.

Проблемы с резидентами в ТОСЭР небольших моногородов Байкальского региона в целом традиционны — сложности у местных властей с поиском инвесторов, отсутствие у инвесторов качественно проработанных инвестиционных проектов. В некоторых случаях на площадку ТОСЭР готовы заходить индивидуальные предприниматели с наймом работников и, соответственно, созданием новых рабочих мест. Но, в отличие от дальневосточных ТОСЭРов, в моногородах действует ограничение для индивидуальных предпринимателей на их регистрацию в качестве резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

Отдельный вопрос — это ограниченный тремя годами срок действия важнейшей льготы — пониженных тарифов страховых взносов.

Прекращение ее действия существенно снижает привлекательность действующей территории опережающего развития. Подходя на практике к трехлетнему рубежу функционирования, проблема для моногорода и его ТОСЭР становится очевидной. В этой связи ситуация с регулированием аналогичного вопроса на Дальнем Востоке является, на мой взгляд, положительным примером. Мы сегодня совместно с представителями моногородов Байкальского региона — в частности Усолья-Сибирского, Черемхово, Краснокаменска — представили ряд предложений по решению обозначенных проблем в Минэконом России. Надеюсь, что в ближайшее время будут приняты важнейшие решения в развитии этой формы поддержки моногородов.

— Сергей Юрьевич, вы курируете проект «Безопасные и качественные дороги» в Иркутской области с момента его создания. Скажите, каких успехов уже удалось добиться благодаря его реализации в регионе. Что еще требуется сделать?

— За два года с момента старта проект выявил как положительные стороны дорожных работ в Иркутской области, так и проблемы, которые фактически переходят из года в год. Из положительного, например, то, что с 2019 года проект получит развитие и перейдет в статус «национального». При этом будут увеличены как объем федерального финансирования, направляемого на реализацию проекта, так и количество участников.

Благодаря этому

В Иркутской области удалось включить в число агломераций, финансируемых в рамках проекта БКД из федерального бюджета, еще Усольскую и Братскую.

Мероприятия по приведению сети дорог этих территорий в нормативное состояние по нацпроекту начнутся уже с 2019 года. В течение шести лет Братская агломерация получит на эти цели из федерального бюджета порядка 700 млн рублей. А Усолье-Сибирское — 836 млн рублей, которые согласно плану пойдут на выполнение работ на 35 объектах. На региональных и межмуниципальных дорогах Усольского района за 6 лет запланировано отремонтировать 161 км стоимостью более 4 млрд рублей. Предусмотрена реконструкция дороги Тельма — Раздольная протяженностью более 50 км и общей стоимостью 1,86 млрд рублей и другие. При этом не стоит забывать, что обход города Усолье-Сибирское также вошел в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части автомобильных дорог транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А это уже комплексное решение накопившихся проблем — экономических, экологических, вопросов безопасности дорожного движения.

Работы впереди предстоит много и насколько она будет эффективна и полезна нашим жителям, зависит в том числе от того, насколько принципиальным будет наше отношение к контролю на каждом этапе. В Иркутске, Шелехове и Ангарске проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуется уже два года, и сегодня благодаря пристальному вниманию как от контролирующих органов, так и со стороны общественников, качество производимых дорожных работ, культура производства среди подрядчиков иркутской агломерации значительно выросли. Но проблемы, конечно, еще остаются. Наша основная задача — сделать так, чтобы выделяемые средства были освоены максимально эффективно и в конечном итоге пользователи получили комфортные, качественные и безопасные дороги.

Сергей Усов