Сергей Тен: «Начатое нужно доводить до конца»

О необходимости совместных усилий депутатов Госдумы и власти на местах сказано уже немало. Для Иркутской области это особенно важно: в регионе целый комплекс проблем, решить которые без федерального участия невозможно. Как выстраивается взаимодействие областной власти и представителей Приангарья в российском парламенте, рассказал депутат ГД от Приангарья Сергей Тен.

— Сегодня у нас создана рабочая группа, в которую вошли сенаторы и депутаты от региона, возглавил её губернатор. Появилась периодичность встреч, вчера прошла очередная рабочая встреча. Определяемся с конкретными задачами каждому, но при этом должна быть персональная ответственность не только наша, но и представителей исполнительной власти на местах, тех, кто работает с национальными проектами и программами. Многое зависит от того, насколько правильно расставлены приоритеты, как грамотно составлены документы и проработаны проекты. Считаю, что депутатам от Иркутской области важно работать совместно, несмотря на партийную принадлежность, и в этом процессе самое активное участие должна принимать региональная исполнительная и законодательная власть.

Игорь Иванович Кобзев взял на себя многие вопросы, которые не решались годами. Как примеры — согласование с первым заместителем министра обороны Русланом Цаликовым земельного участка под строительство аэропорта в Позднякова, решение непростого вопроса с седьмой подзоной, ликвидация накопленного вреда Усольехимпрома и БЦБК.

Но повторю и говорил это неоднократно: Иркутской области необходимо создать в Москве своё представительство. Оно в большей степени должно выполнять функцию координации работы с федеральными министерствами и ведомствами, на постоянной основе поддерживать конструктивные отношения с депутатами Государственной думы и Совета Федерации.

— В этом году федеральный бюджет принят с профицитом. Как в нём представлена Иркутская область и не лучше ли было распределить средства полностью — есть масса проблемных тем, от здравоохранения до развития промышленного потенциала и поддержки малого и среднего бизнеса?

— Вы правы, в целом бюджет профицитный. Доходы прогнозируются на три года в размере 77,09 трлн рублей, расходы — 75,28 трлн рублей. Это значит, есть возможность направить дополнительные средства на решение социальных задач, поддержку семей с детьми, увеличение прожиточного минимума. Работа с бюджетом не заканчивается с его принятием — это процесс постоянный, и с таким финансовым документом есть возможность доказывать и продвигать свои проекты, перераспределять средства в рамках бюджетного правила.

Иркутской области от федерального центра поступит порядка 125,97 млрд рублей с 2022-го по 2024 год. Львиная доля — 46 процентов, это социальная политика: увеличение заработной платы бюджетникам, индексация пенсий, выплаты семьям с детьми и т. д. На втором месте — здравоохранение, 12,7 млрд, и на третьем — дороги и транспорт, практически 11,5 млрд рублей; на четвёртом — экология, 10,9 млрд рублей. Важнейший, на мой взгляд, момент — кратно увеличивается сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Как конкретно будут распределяться средства и на какие объекты пойдут — это уже работа депутатов Законодательного собрания и правительства региона.

Могу привести два конкретных решения, в которых принимал участие лично. Совместно с правительством Иркутской области удалось впервые добиться выделения 483 млн рублей на программу развития интеллектуальной транспортной системы региона. По государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» практически все 16 проектов дорожной инфраструктуры Иркутской области получат финансирование — 1,2 млрд рублей. Это объекты Заларинского, Черемховского, Иркутского, Нукутского, Баяндаевского районов. Плюс работа с проектом БКД, которая не прекращается со дня начала реализации проекта.

— В Государственной думе вы сменили комитет. В течение двух предыдущих созывов работали в Комитете по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, теперь вы первый заместитель председателя Комитета по собственности, имущественным и земельным отношениям. А как же дорожная тема? Вы продолжите ею заниматься?

— Начатое нужно доводить до конца. Таковы правила. Да, я уже неоднократно говорил, что ни при каких обстоятельствах не оставлю без внимания вопросы транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. Это то направление, которым я занимаюсь системно и последовательно на протяжении многих лет.

При этом я не делю: мой район — не мой район, мой избирательный округ — не мой. Для региона все дороги важны. Сейчас, например, мы обсуждаем финансирование дороги Братск — Усть-Илимск: важнейшая трасса, запущенное состояние, большая протяжённость.

Есть договорённости с Федерацией о выделении ежегодно как минимум 250 млн рублей на эту магистраль. Благодаря совместной работе с правительством Иркутской области, с губернатором есть средства на ремонт моста через реку Куту в Усть-Кутском районе, на завершение работ по путепроводу через Транссиб на улице Джамбула в Иркутске.

Что касается федеральной дорожной сети, то главные стройки Иркутской области вы, наверное, знаете. Это обход Усолья-Сибирского, продолжение реконструкции Култукского тракта, завершение строительства путепровода через Транссиб в селе Тулюшка Куйтунского района.

Принято решение, что приоритетным дорожным объектом в городе является Лермонтовская развязка. Ещё один объект, который в перспективе будет реализовываться в Иркутске, это реконструкция развязки на Байкальском кольце. Рассматривается возможность строительства эстакады с Байкальского кольца в сторону микрорайона Солнечного.

— А как же Южный обход Иркутска?

— Он, безусловно, остаётся в планах. Он затрагивает интересы жителей Иркутска — прежде всего Свердловского округа, но совместно с городом обходом будут заниматься Иркутский и Шелеховский районы и, конечно, региональное правительство.

— Кроме Южного обхода какие-то крупные, совершенно новые дорожные проекты могут появиться в ближайшее время в Иркутской области?

— У нас два таких проекта, которыми мы плотно занимаемся, но пока о перспективах говорить сложно. Они есть в моей предвыборной программе, и мы с моей командой будем над ними работать.

Первый — это путепровод в селе Шерагул Тулунского района, с его строительством исчезнет последний переезд через Транссиб на территории Иркутской области.

Второй — Заларинская развязка. Она находится на дороге, соединяющей несколько муниципальных районов: Заларинский, Нукутский, Балаганский, Усть-Удинский. По сути, это незавершённый объект, и его необходимо завершить. С Федеральным дорожным агентством все эти задачи мы отрабатываем.

— Расскажите, Сергей Юрьевич, как идёт работа в новом Комитете — по собственности, имущественным и земельным отношениям?

— С этого года в стране проходит эксперимент по созданию единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Пока в нём принимают участие четыре субъекта Федерации: Иркутская область, Пермский край, Краснодарский край, Татарстан. Этому проекту уделяется особое внимание. В Иркутской области наиболее проблемные с точки зрения земельно-имущественных отношений муниципалитеты — это Слюдянский, Ольхонский и Иркутский районы.

По первым двум все вопросы, по сути, сняты: сведения о границах всех муниципальных образований районов в сентябре этого года были внесены в ЕГРН, по Иркутскому району эта работа завершается.

Совместно с Росреестром мы на комитете рассмотрели проект абсолютно новой государственной программы — «Национальная система пространственных данных», направленный на цифровизацию и повышение качества данных о земле. Ожидается, что к 2030 году Росреестр будет предоставлять до 95% услуг в электронном виде.

С земельными вопросами, находящимися в компетенции Росреестра, а также других федеральных органов исполнительной власти, связано решение множества проблем в Иркутской области. В частности, это и проект создания кампуса ИРНИТУ в районе рощи «Звёздочка», возможное согласование с Минобороны России потенциального места размещения нового аэропорта Иркутска, и ряд других. В том числе и решение вопроса по седьмой приаэродромной подзоне.

— Вас переизбрали руководителем межфракционной рабочей группы «Байкал», которая продолжит свою работу в VIII созыве. Эта история тоже из разряда «нельзя останавливаться на полпути»?

— Совершенно верно. Нам удалось в предыдущем созыве придать проекту вес. С нами стали считаться в министерствах и ведомствах, экспертные заключения рабочей группы становятся не только определяющими при решениях, которые касаются Байкальской природной территории, но нам также удалось провести через Государственную думу 8 законов. Есть наработки, есть темы, которые обязательно будут находиться на парламентском контроле, в том числе и по развитию Байкальска, и по ликвидации накопленного ущерба Усольехимпрома, и ряд других, которые в общем касаются социально-экономического развития региона — Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края.

— Вопрос, который разделил общество практически пополам: это законопроект о введении QR-кодов. В принципе, ваше отношение к вакцинации и к таким непопулярным мерам?

— Начнём с того, что я и моя семья — мы все переболели с разной степенью протекания болезни. Мы вакцинировались и уже осенью прошли ревакцинацию. Понимаю, что каждый человек должен для себя взвесить все «за» и «против». Есть люди, кому вакцина противопоказана по медицинским условиям. Но я также уверен, что единственным критерием нужности и полезности того или иного действия должны быть здоровье и безопасность людей. На мой взгляд, у нас в принципе нет предмета спора по поводу эффективности вакцинации, потому что мы не достигли порога коллективного иммунитета. Что касается непопулярных мер. Мне не нравится, что приходится носить маски в общественных местах, что появляются такие предложения, как QR-коды. Но все эти меры вынужденные, и проистекают они от нежелания людей вакцинироваться. Правительство пытается балансировать, чтобы в принципе не допустить коллапса системы здравоохранения. Мы сегодня уже забыли, что есть другие хронические заболевания, что люди должны получать всестороннюю медицинскую помощь. Мне претит, что есть политические силы, которые используют тему вакцинации как способ борьбы за свои интересы. Это просто преступно.

Что касается законопроектов — именно Государственная дума и её председатель Вячеслав Володин инициировали широкое обсуждение темы. В парламент уже поступило более 120 тысяч обращений. Каждое из них будет самым внимательным образом рассмотрено. Определено три ответственных комитета — по здоровью, безопасности и по транспорту, которые будут, каждый со своей стороны, детально изучать мнения и граждан, и экспертов, и правительства. Думаю, что в любом случае будет принято взвешенное решение.