Сергей Сокол: «Нельзя вынуждать людей жить в опасных условиях»

Иркутская область находится в числе регионов, где хуже всего обстоит ситуация с обеспечением детей-сирот жильем. Одна из причин — неэффективная работа соответствующих министерств областного правительства. Несмотря на то что в бюджете ежегодно предусматриваются необходимые средства, деньги осваиваются не полностью, а уже приобретенные квартиры почему-то пустуют. Имеются серьезные вопросы и к качеству построенного жилья. В этом накануне в ходе выезда в Шелехов лично убедился председатель Законодательного собрания Приангарья Сергей Сокол.

«Крест» для сирот

На окраине города металлургов в конце 2016 года были сданы два двухподъездных девятиэтажных монолитных дома. В 2017 году сюда начали заселяться жильцы, для которых дома и предназначались — участники госпрограммы по переселению из ветхого и аварийного жилья, дети-сироты. Несколько квартир поступили и в свободную продажу. Не прошло и двух лет, как новоселы массово начали жаловаться в адрес властей всех уровней на низкое качество строительства.

«В подвалах вода, сырость, по дому разрастается грибок, плесень. По стенам идут трещины — их видно и в подъездах, и в квартирах. Плохо работают инженерные коммуникации, напор воды слабый, от канализации запах постоянный. Управляющая кампания от нас отмахивается, — список проблем жительница дома Людмила выучила назубок. — А ведь сюда я заселилась по доброй воле. После выхода на пенсию переехала поближе к дочери, купила отдельную квартиру, риелторы при продаже дом нахваливали. Знала бы, что так все выйдет, не покупала бы».

Недовольны жильцы и придомовой территорией.

«Тут и слов не нужно — любой прохожий может убедиться: асфальт заканчивается сразу же за придомовым проездом, детская площадка убогая, контейнерной площадки нет, наружного освещения тоже нет — фонари стоят, но к элект­ричеству не подключены».

«Соседи, кто заселились раньше меня, вспоминают, что при сдаче дома комиссии подрядчик поставил во дворе новенькую детскую площадку, контейнеры. А потом все собрали и куда-то увезли», — жалуется Людмила.

Ее соседка Мария, получила квартиру в доме по программе обеспечения жильем детей-сирот. «Изначально я стояла на очереди (на получение квартиры — «АН») в Иркутске. Но в соцзащите предложили этот вариант, рассказали, что город маленький, чистый, и проблем с трудоустройством нет. Согласилась… Найти работу так и не смогла, езжу в Иркутск, а теперь еще и дом с «сюрпризом». Что делать, не знаю. Прежде чем я могу приватизировать и продать это жилье, по закону должно пройти не менее пяти лет».

По словам Марии, жильцы обращались и в шелеховскую администрацию, и в различные министерства областного правительства. Помощи так и не получили. Удалось лишь узнать: подрядчик, возводивший дом на бюджетные средства, сейчас находится под процедурой банкротства. «Компания называется ООО «Креста», мы с соседями шутим, что на наших домах власти крест поставили, — рассказывает девушка. — Единственные представители власти, кто откликнулся на наши обращения, — это депутаты Законодательного собрания».

«В таких условиях жить опасно»

Визит депутатов ЗС в Шелехов состоялся 1 апреля. Председатель областного парламента Сергей Сокол приехал вместе с председателем комитета по социально-культурному законодательству Ириной Синцовой и депутатом от Шелехова и Шелеховского района Александром Беловым. Их сопровождали мэр города Сергей Липин, представители контрольно-счетной палаты области, профильных министерств и сотрудники управляющей компании, обслуживающей проблемные дома.

Последние, к слову, визит депутатов восприняли настороженно. «У жильцов этих домов общая задолженность за коммунальные и жилищные услуги составляет около 3 млн рублей», — доложили представители УК. «Не все здесь должники, и это к тому же не отменяет обязанности нормально содержать дом, обслуживать сети», — возмутились репликой жильцы.

Их точку зрения разделили и представители власти. Сергей Сокол лично осмотрел подвалы, подъезды и несколько квартир, убедившись в справедливости жалоб людей. А Сергей Липин в свою очередь пообещал жильцам оказать содействие в переводе их домов под «крыло» муниципальной управляющей компании.

«По итогам осмотра я вижу, что первопричина проблем заключается, конечно же, не в работе управляющей компании. Дом был изначально некачественно построен, вероятно принят с нарушениями. Нельзя обходиться так с бюджетными средствами, более того, нельзя так обходиться с людьми, которые сейчас вынуждены жить в опасных для здоровья условиях, — подвел итог Сергей Сокол. — Дома еще находятся на гарантийном ремонте, но они, по сути, разваливаются. Это не тупиковая ситуация, с ней надо разбираться, надо наводить порядок. Если необходимо, то вынесем вопрос на слушания, выйдем с законодательной инициативой».

Спикер подчеркнул, что низкое качество предоставляемых детям-сиротам квартир, новых, но которые выглядят так, будто эксплуатировались много лет, давно является злободневной проблемой. Председатель профильного комитета Ирина Синцова напомнила, что на контроле членов комитета находится несколько аналогичных проблемных объектов, депутаты выезжали в поселки Кутулик и Малую Топку.

Представители шелеховской администрации, объясняя первопричину проблемы, ссылаются на региональное министерство имущества, выступившего заказчиком строительства. Министерство должно проводить работу с недобросовестным подрядчиком. Но строительная компания, возводившая эти дома, сегодня находится в стадии банкротства.

Жилье для детей-сирот

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства, устанавливается следующими нормативными актами: Семейный кодекс РФ, статьи 54 и 123; Федеральный закон №159-ФЗ; Гражданский кодекс РФ, статья 292; Жилищный кодекс РФ, статья 57.
Предоставляемое сиротам жилье должно соответствовать нескольким требованиям: квартира расположена в том же населенном пункте, где он проживает или находился в детском доме; помещение не должно располагаться в ветхом, аварийном доме, где создана угроза жизни и здоровья сироты; в квартиру подведены все необходимые коммуникации; сиротам предоставляется отдельная квартира (не комната в общежитии или коммуналка). Сколько положено квадратных метров: для одиноких сирот — от 33 кв. м; для семьи сироты, в которой два человека, — от 42 кв. м; для семей с детьми — от 18 кв. м на каждого человека. Если выделенное жилье не соответствует перечисленным нормам, то сирота вправе отказаться от него и потребовать замены.

Действительно, как выяснила редакция «АН» из открытых источников юридической информации, ООО «Креста» с конца 2017 года находится в госреестре недобросовестных поставщиков и сейчас состоит в стадии банкротства. Тем не менее эту компанию не так давно было трудно назвать случайной. За последние 10 лет компания работала по более чем 130 госконтрактам, освоив свыше 3,2 млрд рублей. Наиболее прибыльным заказчиком компании выступал МУП УКС Иркутска.

Сергей Сокол вынужден констатировать, что в Иркутской области проблема с обеспечением жильем детей-сирот стоит остро: «Очевидно, встает вопрос об эффективности освоения бюджетных средств, о достаточности финансирования данной сферы. Сегодня в регионе 14 тысяч детей-сирот нуждаются в жилье. По этому показателю Приангарье занимает второе место в Сибирском федеральном округе и пятое — среди всех субъектов России. При этом более половины детей-сирот ждут своего законного жилья пять и более лет».

Спикер отметил, что жалобы на качество жилья от жителей домов в Шелехове должны быть рассмотрены и проанализированы в течение месяца, после этого необходимо начать работу по устранению выявленных нарушений.

По информации аудиторов контрольно-счетной палаты области, в 2018 году на обеспечение детей-сирот жильем было предусмотрено 811 млн рублей, из них 465 млн рублей, большая часть которых предоставлена из федерального бюджета, были направлены на строительство квартир для 402 человек в рамках соглашения с министерством образования и науки РФ. Остальная же часть — 346 млн рублей освоена, но вместо 293 человек жилье получили только 8. Аудиторы отметили нарушения минимуществом региона законодательства в части принятия бюджетных обязательств, а также отсутствие должного контроля областного заказчика за исполнением заключенных контрактов.

В завершение встречи Сергей Сокол подчеркнул, что вопросы обеспечения достойных условий для жизни детей-сирот, внимательного к ним отношения со стороны муниципальной и областной власти, а также эффективное расходование средств областного бюджета будут находиться на парламентском контроле и рассматриваться системно, в том числе на площадке Законодательного собрания.

Александр Потапов