Сергей Безик: «Мы за инновационный подход к машиностроению»

В конце сентября в России отмечался день машиностроения. Хотя, как считает генеральный директор компании ЗАО «Сибтрансэко» Сергей Безик, праздновать особо нечего: машиностроение сейчас переживает сложное время. О том, с какими проблемами сталкиваются представители машиностроительной сферы — в нашем интервью.

— Сергей Васильевич, вы работаете в машиностроительной сфере более 30 лет. Застали и советский период развития этой отрасли, и Перестройку. Как оцениваете нынешнее состояние машиностроения?

— К сожалению, мы переживаем нелегкое время. Конечно, есть крупные предприятия, которые отлично развиваются — например, Иркутский авиационный завод. Но многие компании переживают кризис. Бывают даже случаи, когда многомиллионные станки продают в пунктах «вторчермета» по цене металлолома. Станок может стоить 3-6 млн рублей, а его отдают за 150 тысяч.

Если раньше по Иркутской области насчитывалось больше 200 машиностроительных предприятий и заводов, то сейчас в этой сфере работают только 10-20 компаний. Релейный, станкостроительный, тяжёлого машиностроения, карданных валов, радиозавод, завод «Эталон» — в память о них остались только названия остановок, сейчас там стоят торговые комплексы.

А те предприятия, что остались, не могут трудиться в полную силу. Недавно обращался в один из цехов ранее крупнейшего предприятия, чтобы заказать блок деталей для импортной техники. Сделать этого не получилось. Сказали: «У нас есть все необходимое оборудование, станки, а вот специалистов, которые бы взялись за сложные изделия, нет». В итоге изготавливали нужные нам детали в Челябинске, что привело к значительным организационным и финансовым издержкам. Это дополнительный штрих к тому, что в нашем регионе утрачиваются позиции в машиностроении.

— В нашем разговоре вы упомянули тему нехватки кадров. Видите ли Вы какой-то выход из кадрового тупика?

— Толковых кадров всегда мало. У нас есть машиностроительный колледж, в котором я уже несколько лет являюсь председателем государственной аттестационной комиссии. Там очень хорошие условия для подготовки специалистов, замечательные преподаватели. Но далеко не каждый выпускник хочет после окончания колледжа работать по специальности. Это, конечно, связано с тем, что престиж рабочих специальностей среди молодежи утрачивается. И нужно возвращать интерес к таким профессиям, причем делать это на государственном уровне. Иначе никак — старое поколение уходит на пенсию, нужны молодые люди ему на замену.

— Почему все-таки молодежь боится идти в машиностроение, из-за тяжелых условий?

— Да, условия довольно сложные. Большинству фрезеровщиков и токарей предлагаются вакансии по вахтовому методу. Месяц работаешь по 12 часов на севере Иркутской области, в Красноярском крае или Якутии, месяц отдыхаешь дома. Средний оклад — 70 тыс. рублей, но его нужно распределить на два месяца. Бывает, что в некоторых компаниях не дождешься, пока выделят деньги на ремонт твоей техники, и приходится выкручиваться собственными силами.

Один раз звонит мой друг, главный механик крупного энергопредприятия, говорит: «Сломался бульдозер, запчастей нет, выручи!». Я выручил, отдал ему необходимую деталь бесплатно. Потому что понимаю, как жестко закручены все гайки внутри компании, где он работает.

Но, с другой стороны, талантливый человек всегда найдет, где реализоваться. В ремонте техники всегда нужно искать новые подходы, импровизировать, так сказать, в полевых условиях внедрять собственные инновации. Такие люди могут рассчитывать на высокооплачиваемую работу.

— Кстати, про инновации. Я знаю, что ЗАО «Сибтрансэко» — единственная в России компания, которая сумела адаптировать итальянский мульчер к российскому бульдозеру. Как это было?

— Мульчер — это специальное навесное оборудование, предназначенное для измельчения древесины, пней и кустарников на корню. Этот ценный механизм применяется для содержания просек, линий электропередач, отводов железных и автомобильных дорог, противопожарной просеки. Мы единственные в России, кто смог адаптировать итальянский мульчер Ferri к нашему российскому бульдозеру. Превратить два чужеродных друг другу механизма в единый было очень сложно, но мы смогли. Потому что мы за инновационный подход к машиностроению. К примеру, обгонная муфта у итальянской навески работала против часовой стрелки, а на нашем бульдозере — по часовой. Поэтому нам нужно было полностью разобрать эту муфту и проделать с ней ряд работ. Кстати, общая стоимость разработанной нами техники в 10 раз дешевле, чем у американского аналога.

Машиностроению нужна встряска, нужно развитие. Очень бы хотелось, чтобы наш пример вдохновил и другие компании, которые работают в области машиностроения, на развитие и поиск новаторского подхода. И повторюсь: очень надеюсь, что отношение к машиностроительной отрасли в скором времени изменится и на государственном уровне.

Анастасия Елизарова