Сергей Бабкин: «Законодательные изменения лучше внедрять эволюционным путем»

Комплексная работа по реформированию энергетической отрасли ведется не первый год, однако вопросы по взаимоотношению ресурсоснабжающих организаций, потребителей и управляющих компаний все еще носят актуальный характер. К тому же регулярно принимаемые постановления Правительства РФ, призванные совершенствовать федеральный закон №261 «Об энергосбережении…», на деле добавляют острых углов в процесс реформы. Директор крупнейшей ресурсоснабжающей организации региона — Иркутской энергосбытовой компании (ООО «Иркутскэнергосбыт») Сергей Бабкин считает, что планируемые изменения в отрасли, полное понимание сути происходящего у потребителей, достижимо лишь при условии поэтапного, прозрачного и продуманного внедрения нововведений.

Практика предыдущих лет показывает: планомерная разъяснительная работа с собственниками жилья, потребителями тепловой и электрической энергии дает хороший результат. «К примеру, мы с удовлетворением замечаем ежегодное улучшение процессов по подготовке тепловых узлов многоквартирных домов к зиме. Мы сделали все, чтобы разъяснить населению, как грамотно обслуживать свое имущество, и надеемся, что люди теперь понимают необходимость монтажа предохранительных и регулирующих устройств в тепловых узлах», — говорит Сергей Бабкин.

По мнению Сергея Бабкина, люди начинают понимать, что новый вид квитанций позволяет оценить каждому собственнику и величину потребленной энергии, и эффективность проведенных в его доме энергосберегающих мероприятий.

По его словам, теми же методами был достигнут и прогресс в отношении положений постановления правительства №354. Напомним, согласно ему, коммунальные платежи для каждого жителя теперь разделяются на личные и общедомовые, а соответственно, ресурсоснабжающие организации начали выставлять счета по новым правилам. «Мы вели разъяснительную работу в СМИ, работники наших фронт-офисов, контакт-центра были максимально нацелены на разъяснение непонятных для потребителя моментов. Было непросто, — вспоминает Сергей Бабкин. — Но люди постепенно привыкли, и теперь начинают понимать, что новый вид квитанций позволяет оценить каждому собственнику и величину потребленной энергии, и эффективность проведенных в его доме энергосберегающих мероприятий».

Не так давно была проведена разъяснительная работа относительно компенсации установки внутридомового прибора учета тепловой энергии. Это касается тех, кто не успел в срок, установленный правительственным постановлением №354, поставить такой прибор. По законодательству, в этом случае ответственность ложится на поставщика ресурсов. В прошлом году «Иркутскэнергосбыт» потратил более 350 млн рублей на оснащение многоквартирных домов приборами учета и начал выставлять собственникам счета в виде дополнительных строк в квитанции. «Люди сейчас понимают, что они могут рассчитаться или одномоментно, или постепенно в течение пяти лет. Насколько я знаю, сейчас многие выражают желание заплатить сразу. У остальных вопросов также почти не возникает», — добавляет Сергей Бабкин.

Директор «Иркутскэнергосбыта» уверен, что инициатива по новому порядку расчета платы за электроэнергию — с применением социальной нормы потребления (постановление Правительства РФ №614) также должна в случае ее внедрения быть заранее не только тщательно разъяснена, но и технически проработана, чтобы люди ясно понимали, как она действует, как рассчитывается. «К таким сложным вещам необходимо готовиться. Если же вводить соцнорму без предварительной работы с населением, то мы получим рост неплатежей. Когда человек получает квитанцию, в которой есть хотя бы один непонятный ему элемент, то ему проще не платить, — считает Сергей Бабкин. — Проблема действующей реформы отрасли состоит в том, что законодательство меняется слишком быстрыми темпами. На мой взгляд, изменения лучше внедрять эволюционными методами, поэтапно, с параллельным разъяснением для потребителей».

Стоит отметить, что в этом году «Иркутскэнергосбыт» намерен продолжить работу по выстраиванию максимально прозрачных отношений со своими потребителями. Ставка в этом процессе делается на популярный клиентский сервис — личный кабинет на интернет-сайте компании, при помощи которого можно отследить историю платежей и данные по лицевому счету.

Олег Усов