«Сердце на палитре»

Ушедшая неделя в художественной жизни Приангарья была отмечена большим событием. Впервые в Иркутске открылась персональная выставка президента Академии художеств России, народного художника СССР и РФ, Посла доброй воли ЮНЕСКО Зураба Церетели. Экспозиция получила название «Сердце на палитре» и 65 работами показывает творчество самого титулованного художника России с разных сторон.

Несмотря на то что Зурабу Церетели выделили самые большие залы в главном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева, площадей все равно не хватило, и пришлось немного потеснить даже постоянную экспозицию. Разговор о Церетели — это всегда в первую очередь слова о масштабе личности. Вот и перед открытием дочь главного академика Елена вместе с начальником управления по музейной и выставочной деятельности Российской академии художеств Любовью Евдокимовой рассказывала о невероятной работоспособности и энергии своего отца. Сам он на открытии присутствовать не смог, поскольку за несколько дней до этого улетел в Грецию, где вместе с патриархом Кириллом открывал памятник апостолу Павлу — естественно, своей работы. Впрочем, он все же обещал посетить Иркутск, поскольку известно, что его пригласил губернатор региона Сергей Ерощенко.

Работы Зураба Церетели не поддаются исчислению, он и сам помнит далеко не все свои монументы, находящиеся в десятках стран мира, что уж говорить о работах небольшого объема. Как говорят его представители, Зураб Константинович «одинаково виртуозно владеет как живописью, так и разнообразными графическими техниками, помимо монументальной скульптуры занимается малой пластикой, керамикой, владеет всеми видами декоративно прикладного искусства».

Публика и критика в одно и то же время и хвалит и ругает работы Церетели, однако количество его монументов, установленных по всему миру, говорит об универсальности его таланта.

Экспозиция «Сердце на палитре» приехала в Иркутск из Омска, и вообще путешествует по России уже третий год. Так, два года назад с творчеством Церетели имели возможность познакомиться жители Екатеринбурга и Челябинска, а в прошлом году — Новосибирск, Красноярск, Томск и Кемерово. Ввиду сложности перевозки и объема экспозиции работы выставляются подолгу. Так, в Иркутске выставка будет работать до августа, после чего отправится в Москву. Поехала бы и дальше на восток, отмечают московские кураторы, но есть опасение, что при наступлении зимы начнутся сложности с перевозкой экспонатов. «Честно говоря, мы боимся суровой сибирской зимы», — призналась Любовь Евдокимова.

Экспозиция путешествует по России в огромных грузовиках Академии художеств, поскольку такие объемные экспонаты невозможно доставить в регионы никаким другим транспортом. Центральную часть выставки составляют большие живописные полотна, имеющие подчас размер три на два метра — такие огромные произведения может позволить себе писать в России, пожалуй, только президент Академии художеств. «Всем известно, что Зураб Константинович монументалист. Большие формы — это важная часть его искусства. Как в скульптуре, так и в живописи. Но на самом деле монументальные живописные полотна он начал создавать всего около 3-4 лет назад, до этого его живопись носила более камерный характер, — отмечает куратор выставки Любовь Евдокимова. — Зураб Церетели — крупнейший современный мастер, в творчестве которого представлены практически все виды, жанры, техники изобразительного искусства. Его редкостный талант проявился в масштабных архитектурно-скульп­турных комплексах, величественных монументах и памятниках, мозаике, витраже, рельефах и круглой скульптуре, живописи, графике, эмали. Выставка в Иркутске дает яркое представление о многогранности творчества знаменитого художника».

Так, например, кроме живописи на выставке можно увидеть массивные бронзовые панно, которые встречают зрителей уже в фойе художественного музея, а также цветные объемные эмали. По словам специалистов, работы выросли из графики художника, который решил придать им объем. «Для мастера уже давно не существует понятия рамок и границ в изобразительном искусстве — он постоянно утверждает свободу творческого поиска, — говорят представители Российской академии художеств. — Его эмали теряют свою классическую камерность и становятся монументальными панно, уходя из мира плоскости, обретают скульптурную форму. Герои его произведений словно странствуют из скульптуры в рельеф, из эмали в живопись, из рельефа в графику, то располагаясь на плоскости, то собираясь в объемы. Они живут в мире неукротимой фантазии художника, где каждый сюжет, персонаж, воплощенный в разных материалах и техниках, видах и жанрах играет все новыми и новыми гранями своей образности». Так в его произведениях вымышленные, литературные и мифические персонажи соседствуют с реальными людьми — знаменитыми и безвестными. Все работы действительно создают ощущение какой-то кипучей энергии, буйство красок как будто кричит с холстов о бескрайней неповторимости и разнообразии мира.

Разумеется, не обошлось в экспозиции и без скульптур работы мастера. Все же он более известен в мировом арт-пространстве прежде всего как скульптор, причем фигура его неоднозначна. Публика и критика в одно и то же время и хвалит и ругает работы Церетели, однако количество его монументов, установленных по всему миру, говорит об универсальности его таланта. Вряд ли найдется еще один современный художник, который мог бы похвастаться таким же признанием. Так, в иркутскую экспозицию попали уменьшенная копия скульптурной композиции «Добро побеждает Зло», оригинал которой установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке; также есть скульптуры, изображающие различных людей искусства: Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Марк Шагал, Владимир Высоцкий, Мстислав Росторопович. Со многими из них автор был знаком лично.

Директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Елена Зубрий на открытии экспозиции не скупилась на комплименты, называя выставку Зураба Церетели оптимистичной и мудрой по своему содержанию: «Недаром она получила название «Сердце на палитре», Зураб Константинович действительно отдает всего себя искусству. Его образы ярки, жизнестойки и наполнены невероятной энергией. Думаю, что эта выставка должна иметь успех в нашем городе».

Антон Кокин