«Сахатранс» прервали на форс-мажорной ноте

В среду министр Александр Галушка провел совещание по реализации в Хабаровском крае двух из шести поддержанных государством инвестпроектов. Это строительство комплекса по перевалке угля в Ванино (инвестор — входящее в Volga Group Геннадия Тимченко ООО «Сахатранс») и обогатительной фабрики в Чегдомыне (инициатор — «дочка» СУЭК, ОАО «Ургалуголь»). «Два этих проекта — в совокупности 42 млрд руб. частных инвестиций, 19 млрд руб. первый и 23,7 млрд руб. второй. Из федерального бюджета выделяется 4,8 млрд руб. в качестве бюджетной субсидии на инфраструктурную поддержку»,— сказал министр.

Гендиректор «Сахатранс» Юрий Тямушкин поостерегся форсировать соглашение с Минвостокразвития даже ввиду Восточного форума. Фото Евгения Переверзева

Соответствующее распоряжение за номером 1339-р Дмитрий Медведев подписал 13 июля. Проекту «Сахатранс» выделяется 3,2 млрд руб., из которых 500 млн руб. будут переданы уже в этом году, проекту «Ургалуголь» — 1,4 млрд руб., они понадобятся компании только в 2017 году. Порядок предоставления субсидий инвесторам определяется правительственным постановлением №693 от 9 июля 2015 года. «Не будем жертвовать качеством — но если мы с вами сможем выйти на первое инвестиционное соглашение к Восточному экономическому форуму, я думаю это будет хороший результат, который мы представим всем потенциальным участникам»,— сказал господин Галушка, имея в виду проект в Ванино. Это должно показать, что «правительством создан законченный цикл процедур поддержки инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке».

По словам замглавы Минвостокразвития Сергея Качаева до 15 августа компания «Сахатранс» должна предоставить информацию о гаранте и проект договора гарантии, а до 30 августа предстоит заключить инвестсоглашение и соглашение о предоставлении субсидии. «Это на данный момент главный риск по срокам. Volga Group находится в процессе реорганизации, и поиск гаранта занял больше времени»,— сообщил замминистра. В графике реализации проекта предусмотрены и объекты, которые создаются за счет средств Росграницы и Минтранса. «В рамках соглашения обязательства по реализации проекта инвестор берет в целом, мы будем контролировать эти этапы по объектам, которые создаются за счет денег как инвесторов, так и других органов государственной власти»,— объяснил замминистра. «Коллеги и инвесторы понимают, что для нас недопустима ситуация с промедлением. Бесплатные деньги предоставляются, а если мы инфраструктуру не возведем — это уголовное дело. Надо гарантировать создание объектов»,— добавил Александр Галушка.

Жесткие условия не слишком устроили инвестора. Генеральный директор ООО «Сахатранс» Юрий Тямушкин подтвердил, что компания планирует в конце августа подписать пакет соглашений, а в сентябре-октябре получить деньги на строительство инфраструктуры. В целом «Сахатранс» рассчитывает на 4,5 млрд руб. господдержки. Помимо уже названной Александром Галушкой суммы, распорядителем еще 1,1 млрд руб. на дноуглубление является Росморречфлот; на строительство пункта пропуска запланировано 130 млн руб. в программе Росграницы. «В проекте соглашения записано, что министерство не несет ответственности, если, к примеру, федерация примет решение о секвестировании выделенных денег, об отказе от реализации постановлений — в случае форс-мажоров федерального бюджета. Вы снимаете с себя ответственность, если такое произойдет. Мы считаем, что инвестор тоже имеет право снять с себя ответственность в случаях, которые от него не зависят»,— предложил глава «Сахатранс».

Прецедент уже был: в соглашении компании с Росморречфлотом прописаны инвестиции на 2015—2017 годы. «В настоящее время Росморречфлот в одностороннем порядке его нивелировал, исключив инвестиции 2015 года. Мы не судимся, мы понимаем, что нужно решать в согласительном порядке, но это форс-мажор. Мы рассчитывали на одни обязательства, а государство в лице агентства предприняло самостоятельный ход»,— заявил менеджер. Кроме того, в проекте инвестсоглашения прописано, что Минвостокразвития вправе в одностороннем порядке расторгнуть его, «например, если несвоевременно предоставлена отчетность или не пустили сотрудников на территорию» — эти пункты тоже нуждаются в правке.

Реструктуризация Volga Group вызвана тем, что компания является в первую очередь управляющей, а нехолдинговой, и не соответствует предъявленным требованиям по чистым активам.

Полная версия kommersant.ru/doc/2778588