Самолюбие напрокат

Лимузин ассоциируется с роскошью и престижем, хотя в небедном Иркутске нет ни одного такого автомобиля, находящегося в собственности. Впрочем, потешить свое самолюбие можно и взяв лимузин в аренду. Благо — предложений предостаточно. При этом мало кто из клиентов задумывается, что стоит за внешним лоском, да и какая водительская подготовка требуется. Корреспондент Al убедился — вопрос стоит внимательного изучения.

«Лимузинщик» — психолог в костюме

Всего в Иркутске насчитывается около 30 лимузинов, которые эксплуатируются салонами проката автомобилей. Вполне оптимальное число, если учесть, что этой услугой пользуются в конкретных случаях. Лимузины выходят в свет, как правило, в дни с четверга по субботу и «откатывают» в среднем по 3-6 часов в неделю. Чаще всего такие машины заказывают, конечно, при организации свадеб и девичников, что вполне практично: в лимузине помещается от 7 до 20 человек.

В некоторых салонах есть строгие требования к водителю: он должен быть непременно в официальном костюме, с улыбкой на лице и галантными манерами. Бывает, на свадьбе ему приходится применять даже психологические навыки: один из учредителей транспортной компании «Vip кортеж» Юрий Шелетицкий рассказывает, как ему однажды пришлось практически разнимать молодоженов.

После регистрации они не могли определиться, что будут слушать: невеста хотела «Ласковый май», а жених — «Бутырку». Девушка наотмашь ударила парня в лицо, он от злости чуть было не порвал свидетельство о браке. Я их успокоил, отвез на 47-й километр Байкальского тракта, где принято завязывать на деревьях ленточки и загадывать желание. Они ушли ненадолго в лес и вернулись с блаженными улыбками.

Интересно, что на свадьбу лимузины заказывают не только русские, но и проживающие в нашем регионе китайцы, таджики, киргизы. Китайцы предпочитают лимузин красного цвета, который отлично подходит под яркое одеяние невесты. Автомобили представительского класса заказывают как городские жители (из Иркутска, Ангарска, Шелехова), так и жители деревень и поселков — у салонов проката были клиенты из Осы, Баяндая, Усть-Орды, Белореченска, Мишелевки.

Клуб на колесах

В последнее время лимузины приезжают по самым разным поводам: счастливые отцы заказывают автомобиль для встречи у роддома, бизнесмены — для проведения корпоративов и встреч с деловыми партнерами, личности, любящие широкие жесты — просто для романтического свидания или прогулки по городу. Звезды шоу-бизнеса, гастролирующие в Иркутске, на местных лимузинах почему-то не катаются. «Организаторам концертов, наверное, жалко на них деньги», — предполагают представители салонов проката лимузинов. Юрий Шелетицкий говорит, что за 15 лет работы в этой сфере на его лимузине встречали только одну знаменитость — Томаса Андерса.

В 2012 году был небывалый поток заказов на «Последние звонки» и выпускные. Катать школьников на лимузинах становится новой тенденцией; этой осенью уже стали поступать заявки на бронирование автомобилей на следующий год. Раньше услугами салонов проката стабильно пользовались только два учебных заведения: Восточно-Сибирский институт МВД и ИВВАИУ.

Очевидно, скоро до Иркутска докатится новая тенденция. Во многих крупных городах России регулярно проводятся вечеринки «лимузин-пати». Их цель — удовлетворение «гламурных» потребностей молодежи (в среднем она составляет 80% всех клиентов салонов проката представительских автомобилей), которая не только мечтает проехаться в «настоящем» лимузине, но и обязательно с ним «сфоткаться», чтобы выложить снимки в социальные сети.

Учредители транспортной компании «Vip кортеж» мечтают создать ночной клуб «на колесах». Для этой цели прекрасно подойдет лимузин на базе Hummer, его длина может достигать 14 метров, высота — 2,5 мета. Единственная проблема, тормозящая процесс создания нового «клуба» — это плачевное состояние иркутских дорог и недостаток культовых мест.

Особенности обращения

Для того чтобы управлять лимузином, нужна категория D; шоферы сравнивают специфику вождения такого автомобиля с особенностями управления машин с полуприцепами. Чем длиннее лимузин, тем сложнее им управлять. 12-метровый Ford способны водить только физически сильные мужчины — у этой машины очень тугое рулевое управление. На многих дорогах лимузин может повернуть только с крайнего правого ряда на крайний правый. Радиус разворота девятиметрового «Линкольна» (американского «президента» лимузинов) составляет 15-20 метров. Обычно на лимузины ставят грузовые шины, у них отличное сцепление с дорогой, и они не так быстро изнашиваются, как легковая резина.

Многие признают, что при управлении лимузином меняется водительское мировоззрение. Если обычные шоферы очень раздраженно и по-детски капризно реагируют на дорожные пробки, то «лимузинщики» относятся к этой реалии жизни куда более спокойно. Дело в том, что они уже давно привыкли передвигаться в темпе черепахи: по городу такой автомобиль ездит со скоростью не больше 25-30 км/ч, а по трассе — не выше 80 км/ч. При этом лимузин — достаточно «прожорливая» машина, расход бензина составляет 20-25 литров на 100 км, зимой — до 30 литров.

Первый люксовый автомобиль появился в Иркутске в конце 90-х совершенно случайно. Когда Александр Гроссман (будущий владелец транспортной компании «Авто Vip«) продавал свою дачу, то с ним расплатились настоящим лимузином. Сначала Александр совершенно не знал, как приспособить машину, затем, судя по восхищенным откликам друзей и родственников, которых он катал в своем автомобиле, осознал, что Иркутску нужен салон проката лимузинов.

Рынок услуг проката лимузинов почти на 100% составляют подержанные машины. Если купить новый автомобиль для большинства фирм практически нереально, то бывший в употреблении — вполне приемлемо (в зависимости от состояния такой лимузин стоит в среднем от 1,5 до 3 млн рублей). Так как на отечественном рынке представлены преимущественно российские и американские лимузины, всем владельцам автомобилей приходится делать нелегкий выбор: либо ездить на совершенствующихся «дровах», либо изворачиваться в приобретении импортного лимузина — пару лет назад был введен запрет на ввоз несертифицированных лимузинов из США. Американский «красавец» сейчас обойдется вдвое больше лимузина отечественного производства: 4,5 млн рублей против 2-2,5 млн.

— Но питерские лимузины — «кривые» машины. Электроника оставляет желать лучшего; запчасти и освещение, как правило, там китайские. И еще — в России не умеют делать панорамные стекла. В общем, наша страна далека от создания эстетически красивых и функциональных в техническом плане лимузинов, — делится менеджер компании «Авангард Лимузины» Арам Саруханян.

— Российские компании, которые в месяц выпускают по три лимузина, активно развиваются и исправляют свои недостатки, — вступают в спор Юрий Шелетицкий и Андрей Петров, — К тому же за созданием лимузина российского производства гораздо легче проследить, чем за иностранной машиной. Все лимузины мы дорабатываем на месте — убираем недочеты по дверям, используем дополнительное лакокрасочное покрытие, потому что изначальное покрытие лопается из-за резких спадов температуры в нашем регионе.

Автомобили с историей

По способу происхождения лимузины можно разделить на «заводские» (классические) и «стретч-лимузины» («резанные«). Все современные автомобили принадлежат к последнему типу: они выполняются специализированными фирмами «незаводским» способом из готовых кузовов стандартных автомобилей; увеличены за счет физической врезки в кузов дополнительной секции. Классический автомобиль имеет специально разработанный кузов, который слегка удлинен по сравнению с обычным седаном за счет базы и продленной назад крыши за задними дверьми, как правило, несущей дополнительные боковые стекла третьего ряда. Среди современных лимузинов нет «заводских», так что популярность ретро-автомобилей с каждым годом только растет во многом и за счет этого фактора.

Станислав Никончук, который раньше занимался авторемонтом, покупает «убитые» машины и сам приводит их в надлежащий вид. Каждый его лимузин имеет свою историю. Например, его трехосный «лимо-бас» — «заводской» автомобиль, созданный на основе машины Dodge Ram — был выполнен по заказу арабского шейха. Затем волею судьбы машина оказалась в Москве, и совсем недавно Станислав перекупил ее в потрепанном состоянии за 1,5 млн. Сейчас он активно занимается ремонтом лимузина, обещая, что автомобиль будет готов уже к Новому году. Недавно «лимузинщик» пополнил свой автопарк еще одним автомобилем — американским Cadillac конца 80-х годов. Но, несмотря на то что машина находится в неплохом состоянии, она требует доработки.

— Этот лимузин — классический автомобиль босса, он эффектный, но при этом строгий, в нем нет никаких излишеств. Я хочу перекрасить машину из черного цвета в белый — лимузины светлых тонов гораздо более востребованы, чем темных, — рассказал Станислав Никончук.

Многие водители обращаются со своими машинами, как с живыми существами, дают им имена и прозвища. Лимузин чаще всего сравнивают с таксой — машина такая же длинная, на коротких «лапках», как и эта собачка. Так что, даже несмотря на свою холодную помпезность и роскошь «не для всех», лимузин может быть очень «живым» и забавным автомобилем.