Самое патриотичное для театра сегодня — обращение к русской классике

Известно, что театр — живой организм. Должен ли он меняться, отвечая на запросы времени? И что делать театру сегодня, когда время радикально изменилось? Требует ли новая реальность от творческих людей нового языка, новых форм, новой философии? Об этом, а также о пополнении коллектива артистами из других городов и предстоящих премьерах мы поговорили с руководителем одного из любимейших и старейших театров Иркутска, за 81 год своего существования прошедшего с родным городом немало суровых испытаний и радостных периодов созидания и подъема. Итак, с нами — директор Иркутского областного музыкального театра имени Николая Загурского Татьяна МЕЗЕНЦЕВА.

— Меняется ли сегодня репертуар театра, вводите ли вы какие-то патриотические постановки? И должен ли театр, по вашему мнению, реагировать на внешние катаклизмы?

— Я считаю, что сегодня, когда некоторые государства отказываются от русского языка и литературы, переименовывают улицы и сносят памятники, самым патриотичным для театра становится обращение к русской классике. Что мы и делаем. Например, в апреле мы поставили «Бесприданницу» Александра Островского, а недавно состоялась премьера лирико-комической оперы «Старший сын» по одноименной пьесе нашего земляка Александра Вампилова. В декабре мы перенесем на сцену музыкальную версию «Мертвых душ» Николая Гоголя.

— Расскажите подробнее об этой постановке.

— Это мюзикл композитора Александра Пантыкина из Санкт-Петербурга. Можно сказать, это такая изобретательная фантазия на гоголевские мотивы. В сюжет «Мертвых душ» вплетаются герои и темы из других произведений автора, того же «Ревизора», что превращает эту историю в интригующее путешествие по миру Гоголя. Спектакль ставился на сцене Свердловского театра музыкальной комедии, в Красноярском музыкальном театре. К нам на постановку приедет творческая команда из Белоруссии, возглавит которую режиссер Анастасия Гриненко. К работе над спектаклем приступим буквально через пару недель, сразу после возвращения с Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». 1 ноября мы показываем на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве мюзикл Евгения Загота «Декабристы».

— А не странно ли, что поэму Гоголя перенесли в такой легкий жанр, как мюзикл?

— Необычные творческие форматы часто позволяют увидеть классику в новом свете. Это красивый музыкальный материал, который будет сопровождаться выразительной сценографией, красочными костюмами, современными танцами. Думаю, наш спектакль поможет увидеть новые грани известного произведения и будет интересен совершенно разным людям: от школьников, только изучающих творчество Гоголя, до истинных знатоков отечественной литературы. А еще поклонникам прекрасной музыки и искрометного юмора, конечно же.

— Кстати, о публике. Что можно сказать по поводу посещаемости — меньше стали люди ходить в театр или наоборот?

— Зрители продолжают ходить на спектакли, как и раньше. Театр — это место, где можно отдохнуть душой, отвлечься от беспокоящих мыслей и полностью погрузиться в интереснейшую историю. К походу в театр люди готовятся, наряжаются, покупают цветы для любимых артистов, в антракте общаются и делятся впечатлениями.

Замечательно, что благодаря проекту «Пушкинская карта» к нам стало приходить больше молодежи. Все наши спектакли и концерты одобрены для покупки в рамках реализации данного проекта, а это значит, что у ребят есть огромный выбор, что посмотреть. Всем молодым людям от 14 до 22 лет, у кого ещё нет «Пушкинской карты», очень советую скорее подключиться к этой программе и воспользоваться прекрасной возможностью посещать театр за средства, которые предоставило им государство.

Сейчас мы работаем еще над организацией волонтерского корпуса нашего театра. В него войдет активная молодежь, которая интересуется культурой, в частности, музыкальным театром. Инициатива, кстати, исходила от самих ребят, они решили популяризировать искусство и привлекать как можно больше молодых людей в наш театр. Другими словами — никакого спада зрительского интереса мы не ощущаем. В день только на сайте нашего театра продается по 500-600 билетов.

— Слышала, что у вас «пополнение»: в труппу влились новые солисты.

— Да, в этом сезоне труппа театра пополнилась пятью прекрасными солистами-вокалистами. Это Андрей Господарев и Яна Иванова из Петрозаводска, Максим Капошин из Йошкар-Олы, Иван Перевощиков и Кристина Рагиль из Санкт-Петербурга. Все ребята великолепно дебютировали на сцене театра в концерте-открытии и уже активно репетируют, вводятся в спектакли, задействованы в премьерах. Новые артисты хорошо адаптировались в коллективе.

— Каким образом вы находите артистов?

— В театр приходит множество резюме. Особенно много их в конце сезона, весной. Мы отбираем заинтересовавшие нас заявки и приглашаем кандидатов в Иркутск на прослушивание. У актеров разные причины для переезда и смены места работы. Наша труппа пополнилась хорошими артистами, и сразу трое — мужчины, и это большая удача, их всегда в театрах не хватает. А коллектив у нас доброжелательный, хорошо принимает «новичков», помогает. Спектаклей много, работы хватит всем. К примеру, в «Мертвых душах» заняты практически все солисты театра.

— Сегодня некоторые деятели искусства пишут о некой стагнации. Ощущает ли ее ваш театр?

— У нас большие творческие планы, премьеры идут одна за другой и, можно сказать, даже немного наступают друг другу на пятки (смеется). Помимо уже названных спектаклей «Старший сын» и «Мертвые души», к Новому году мы выпустим музыкальную сказку «Госпожа Метелица», а к 14 февраля — спектакль «День влюбленных». Под зажигательные музыкальные номера на Малой сцене будет разворачиваться романтическая история с предложением руки и сердца, ссорами и примирениями. Музыка Евгения Загота, либретто Михаила Дурненкова. К 8 марта на основной сцене театра Ирина Ляховская, хореограф, работавший над «Бесприданницей», поставит балет «Кармен». Кроме того, в разработке и современный спектакль «Брачное агентство» на музыку Александра Журбина и либретто Алины Байбановой. Это эксклюзивный материал, который еще нигде не ставился. В апреле наши зрители первыми познакомятся с этой музыкальной историей. Также в этом сезоне у нас появляются и оригинальные камерные проекты на Малой сцене.

— Да, я уже наслышана про ваш новый проект, в котором солисты предстают в необычном амплуа.

— Верно, совсем недавно состоялась премьера авторского проекта актера Егора Кириленко «Гримерник ИМТ». По формату мероприятие очень похоже на «квартирник» — концерт, где творческие люди собираются в дружеской компании и поют любимые песни. А «гримерник» — он именно об актерах. Это их творчество и музыкальные предпочтения «за чертою кулис», когда они выходят из знакомых нам театральных образов. Например, я недавно узнала, что наш солист Гейрат Шабанов знает весь репертуар Виктора Цоя и исполняет его песни под гитару. Что скажешь, наши артисты — люди разносторонние и умеют приятно удивить! А такие авторские проекты, как «Гримерник», делают их еще ближе к своим зрителям.

Екатерина Санжиева