Салют из грязи

В Испании традиционно проходят битвы помидорами, которые завершаются купанием в бассейне с томатным соком, во многих городах мира проводятся фестивали красок, где все присутствующие с ног до головы измазываются краской. В тоскливую сибирскую осень можно легко добавить драйва, запуская грязевые «салюты». На соревнованиях по джип-спринту, которые прошли в Иркутске 21 сентября, автомобилисты и мотоциклисты с удовольствием помесили грязь, проворно объезжая на высокой скорости ямы и кочки.

На «Кочкодроме» было немало автомобилистов, которых приходилось эвакуировать более трех раз, после чего их машины снимались с соревнований.

Тысяча людей и один размытый участок

На объездной аэропорта в микрорайоне Солнечный 21 сентября наблюдалось непривычное столпотворение — вдоль обочин стояли сотни автомобилей. В течение всего дня неподалеку проходили соревнования по джип-спринту. Мероприятие, организованное off-road клубом «Протектор», состоялось в Приангарье в седьмой раз: из Шелехова, где проходило последние два года в Солдатском карьере, оно перекочевало поближе к Иркутску. Близость выбранного места к областному центру сыграла не последнюю роль в большом количестве зрителей (собралось более тысячи человек), которых не испугала даже холодная ветреная дождливая погода. Молодые парочки, мужские компании и даже целые семьи с маленькими детьми на руках наблюдали за происходящим, резво перебегая с одной зрительной площадки на другую, чтобы разглядеть происходящее со всех ракурсов. Надо отдать должное особой атмосфере на «Кочкодроме», где собрались заядлые автомобилисты и просто интересующиеся машинами личности, случайных людей здесь не было.

Единственное, что огорчило — это заминки и неорганизованность мероприятия. Изначально анонсировалось, что в соревнованиях будут участвовать квадроциклы, но, по словам организаторов, не набралось достаточного количества желающих показать свои способности в этой категории, поэтому ее отменили. Мотоциклисты, которые должны были выступать в 11 часов утра, вышли на старт только в пятом часу дня. Таким образом, соревнование предельно растянулось, в нем потерялась динамика.

«Более удачному проведению мероприятия помешал дождь, который сильно размыл один участок нашей трассы (ее протяженность составила 900 метров — Al). Из-за этого практически все машины, принимавшие участие в соревновании, застревали в одном и том же месте, их приходилось по очереди эвакуировать из зыбучей грязи. Если в прошлые годы соревнование проводилось на твердом грунте, то сейчас — на болотистой местности, что значительно усложнило трассу. Поэтому мероприятие и затянулось по времени», — объяснил организатор «Кочкодрома», член off-road клуба «Протектор» Дмитрий Зуев.

Энтузиаст без подготовки

Дольше всего проходили трассу автомобили класса «Стандарт» — здесь принимали участие более 20 команд (всего их было свыше 60). Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, «Нива», УАЗ и даже автомобиль из обломков машин а-ля «все, что на помойке нашли» — перед размытым участком все равны. Избежать эвакуации в этом проблемном месте не удалось практически никому (только самым первым участникам и явным везунчикам). Было немало и таких автомобилистов, которых приходилось эвакуировать более трех раз, после чего их машины снимались с соревнований. Вошедшие в кураж зрители недобрым словом отзывались о водителе микроавтобуса «Тойота», который больше часа ковырялся по бездорожью.

«Он метр проходит и в лужу садится. А мы ждем, пока вылезет, мерзнем. Все-таки не стоит переоценивать свои возможности и способности своего автомобиля», — возмущается зритель Владимир, наблюдающий за происходящим со своего квадроцикла. Как прокомментировали организаторы, «микроавтобусник» участвует в off-road соревнованиях не в первый раз, и, видя его энтузиазм, ему никогда не препятствуют.

«Мы понимаем, что не каждый может себе позволить полностью подготовить машину к условиям бездорожья, и поэтому не ограничиваем участников — иногда все зависит больше от их желания, чем от возможностей автомобиля. Хотя, конечно, участвовать в наших соревнованиях на таком авто — сродни садомазохизму. На обычной шоссейной шине по бездорожью невозможно проехать, без грязевой резины никуда. Важен и высокий просвет, чтобы с легкостью преодолевать любые горки», — рассказывает один из участников клуба «Протектор».

Защита и переломы

Самым зрелищным этапом мероприятия стал суперкросс мотоциклистов. Под сигнал старта участники подбежали к своим мотоциклам, ловко запустили двигатели и наперегонки помчались по бездорожной трассе, ошарашив зрителей фонтаном из грязи в несколько метров. Интенсивное действие продолжалось на протяжении 15 минут, все успешно справились с заданием; не доехал до финиша только один мотоциклист. Любопытно, что 8 из 10 родом из Ангарска — мотоциклетное движение в этом городе, по словам многих спортсменов, развито даже лучше, чем в Иркутске.

Перед началом соревнований журналист Al подошел к одному из экстремалов, чтобы узнать про особенности управления железным конем по бездорожью и необходимое обмундирование.

«Я убежден, что на мотоцикле нужно ездить не по трассам, а по бездорожью. На дорогах опасно: можно легко поскользнуться на камнях и упасть, к тому же издалека автомобилисты нередко принимают мотоциклистов за пешеходов, из-за чего возможны аварийные ситуации. На бездорожье же мотоциклист полностью предоставлен самому себе и может смело ездить по закону «Больше газу, меньше ям». На моей «Ямахе» установлены чехлы на перьях вилки, защита радиаторов и двигателя, чтобы эти запчасти не повредились в лесу. Специальные колеса для условий бездорожья. Но своей собственной защите я уделяю еще больше внимания, чем защите своего железного коня. Перчатки, обувь, шлем, комбинезон — все это жизненно необходимо для любого человека, садящегося на мотоцикл. Причем ни в коем случае нельзя покупать китайский шлем — если хотите удешевить покупку, лучше возьмите с рук, — рассказывает Владимир Ружников, мотоциклист со стажем из Ангарска. — В моей жизни бывали случаи, когда во время мотокроссов через меня проезжали мотоциклы. У меня тогда даже синяков не оставалось — настолько хорошая моя защита».

Владимиру Ружникову 54 года, для него мотоциклетный спорт — это не только увлечение всей жизни, но и способ воспитания своих детей. Старшие сыновья уже стали профессиональными мотоциклистами, а младший в свои три года проворно ездит на своем первом эндуро.

«Издержка нашего вида спорта — неизбежность травм. Защита часто помогает спасти жизнь, но, к сожалению, не всегда предотвращает переломы. У меня было 10 травматических случаев. В последний раз я упал с трамплина и переломал шейку бедра и таз. У моего сына в прошлом году была травма позвоночника. Он был очень подавлен, и я ему сказал: «Родной, твой одноклассник целый, но уже на кладбище лежит — спайса покурил, сердце остановилось. А ты хоть и поломанный, но зато живой». Я убежден, что, когда молодые люди занимаются мотоциклетным спортом, они сполна получают адреналина, и их уже не тянет ни на какие подвиги — не хочется ни наркотиков, ни алкоголя, ни курева, — сказал Владимир, смущенно сделав очередную затяжку сигареты. — Со школы не могу бросить курить. Но мои сыновья сумели избежать этой пагубной привычки».

Мероприятие подходило к концу, и после торжественного объявления победителей все терпеливо ждали своей очереди, чтобы помыть колеса — для этих целей была заказана поливальная машина. Так что с грязью, которая так полюбилась всем зрителям и участникам, пришлось распрощаться, и на чистых автомобилях вновь отправиться в суетливое городское движение.