Салат с секретом

Кишечная палочка и анаэробные инфекции — продуты питания с такими микроорганизмами сегодня предлагают своим покупателям крупные торговые сети города Иркутска. Координаторы проекта «Народный контроль» и сотрудники областного государственного учреждения «Центр контроля качества» провели рейды по супермаркетам, в ходе которых закупили пищевые товары для лабораторных исследований. В результате практически в 50% продукции были обнаружены опасные для здоровья человека бактерии. Исключение составили молоко и творог.

Иркутяне не подозревают о том, что продукты из супермаркета могут быть опасны для здоровья.

Еда на выброс

Как рассказал на пресс-конференции руководитель проекта «Народный контроль», депутат Законодательного собрания Иркутской области Виталий Курилов, в ходе экспертизы кишечную палочку нашли в салате «Секрет», который продавался в супермаркете «Слата». Эта же бактерия была обнаружена в ливерной колбасе «Славянская» (произведенной в Абакане), но уже в другом супермаркете — «Багира». Там же закупщики приобрели полуфабрикаты «Голубцы ленивые» (ООО «Вернисаж», Иркутск), где опять-таки содержалась кишечная палочка.

Отличился и супермаркет «Цезарь»: в результате лабораторных исследований специалисты пришли к заключению, что салаты и рыбные продукты, которые продают в супермаркете, являются опасными для здоровья человека. Так, мезофильные анаэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы, вызывающие острые пищевые отравления, были обнаружены в салатах «Шинок Оливье» и «Зимний», а также в дальневосточной теше холодного копчения в вакуумной упаковке, в пресервах «Сельдь тихоокеанская в майонезе» (ООО «Меткон» Иркутск) и в свежемороженой сельди (Магадан). Как считают специалисты, вредные микроорганизмы появились в продуктах питания из-за несоблюдения правил хранения, а именно — нарушения температурного режима. Результаты проверок были направлены в Госветнадзор и Роспотребнадзор — эти контролирующие органы вправе принимать соответствующие меры в отношении нерадивых продавцов.

Как отметила директор ОГУ «Центр контроля качества» Инга Колесова, не всегда срок годности продукта может свидетельствовать о его качестве. «К примеру, ливерную колбасу, в которой обнаружили кишечную палочку, произвели за несколько дней до продажи, — пояснила госпожа Колесова. — Мы не контролирующий надзорный орган и можем лишь сообщить сведения о результатах рейда в правоохранительные органы. А некачественная продукция продавалась, и будет продаваться».

Такого же мнения придерживается депутат областного парламента Юрий Фалейчик. «Никакими разовыми рейдами не удастся исправить ситуацию, если только не создать в Иркутской области целую систему контроля качества продаваемой продукции, — заявил он. — Об этом в законодательном собрании давно уже задумались. Сегодня в разработке находится региональный закон «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности продовольствия на территории Иркутской области». Рассмотрение документа было запланировано на четвертый квартал этого года, но мы хотим перенести его на второй квартал».

По мнению депутата, в регионе необходимо также создать систему добровольной сертификации, чтобы ее проходили все торговые сети и комбинаты питания. «Тогда уже не разовые рейды, а система сертификации и пошагового контроля будет обеспечивать качество продуктов, которые мы покупаем, — сказал Юрий Фалейчик. — На торговом рынке большая конкуренция, и, если покупатель будет знать, кто продает некачественные продукты, будут и результаты».

Виталий Курилов считает, что проще и дешевле следить за продавцами через общественные институты. «Проведенная нами проверка была общественной. Мы проводили рейд уже не в первый раз, и будем продолжать их в дальнейшем, — сказал он. — Конечно, есть предприятия, которые не торгуют некачественными продуктами питания. Мы и о них также будем говорить. Не все так плохо».

Технику меняют вовремя

Как отмечают специалисты, некачественный товар иркутянам могут продать не только в продуктовых магазинах. По словам начальника отдела защиты прав потребителей городской администрации Виктора Низовцева, ежегодно с жалобами обращается несколько тысяч иркутян, недовольных той или иной покупкой. При этом, в отличие от продовольственной сферы, недобросовестных предпринимателей оказывается наказать легче.

Суммарная денежная компенсация, выплаченная бизнесменами в результате обращения жителей Иркутска в отдел защиты прав потребителей городской администрации, в прошлом году превысила 1,77 млн руб. За этот период отдел принял обращения почти от 3 тыс. человек, участвовал в 33-х судебных делах в интересах потребителей.

Основная сфера, в которой нарушаются права потребителей — торговля. Чаще всего жалобы возникают при покупке и эксплуатации бытовой техники и сотовых телефонов. «Каких-либо сложностей в защите нарушенных прав потребителей при этом не возникает, — говорит Виктор Низовцев. — После консультации наших специалистов, граждане самостоятельно добиваются удовлетворения своих требований по возврату некачественных товаров или их гарантийному ремонту». Конфликтные ситуации предприниматели при этом пытаются не обострять и решать вопросы в досудебном порядке.

В сфере услуг иркутяне часто жалуются на недобросовестные работы по изготовлению и установке пластиковых окон, а также мебели. В основном речь идет о сорванных сроках исполнения договоров. В списке неблагонадежных фирм — «Евроокна», «ЕвроДом», «Европласт». В прошлом году десятки иркутян так и не дождались установки окон от этих фирм, заваленных сейчас судебными исками.

В последнее время участились случаи обращения граждан по проблемам потребительского кредитования. Многие банки, пытаясь привлечь клиентов, снижают ставки по кредитам, взимая при этом комиссии, которые зачастую превышают процентную ставку. «Эта проблема является наиболее острой, поскольку в настоящее время закон, четко регламентирующий эту сферу деятельности, отсутствует», — поясняет Виктор Низовцев.