С прицелом на этнику

Международный фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество» соединяет в себе прошлое и настоящее, традиции различных народов и новые веяния моды. В этом году юбилейное, пятое по счету мероприятие прошло на Малом море. В конкурсе приняли участие модельеры из Иркутской и Мурманской областей, республик Бурятия и Саха (Якутия), прибыли гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Китая.

Ханши и телохранительницы модельера Аси Колодченко.

Площадка для повышения мастерства

Фестиваль «Подиум ЭТНО. Содружество» впечатлит своим размахом даже тех, кто далек от моды. Костюмы, которые не назовешь иначе, как произведениями искусства, модели, движениями и взглядом передающие культуру и традиции разных народов. Визуальная картинка остается надолго в памяти. К примеру, мне до сих пор вспоминаются причудливые танцы во время показа коллекции дизайнера из Хакасии Марины Мамышевой три года назад. Но если для зрителей этноподиум — это просто фееричный праздник, то для самих участников — бесценная площадка для самореализации и повышения уровня своего мастерства. Карьера молодого дизайнера Анны Малакшиновой после участия в конкурсе в 2011 году (тогда она не заняла призового места) стремительно пошла вверх. Она усовершенствовала свою коллекцию «Из полуночи в полночь», и на одном из столичных конкурсов способности Анны отметил модельер Вячеслав Зайцев, который пригласил ее к себе на обучение в «Лабораторию моды».

В этом году организаторы фестиваля (сотрудники Центра сохранения культуры коренных народов Прибайкалья — SR) изменили формат мероприятия, сделав его более доступным для широкой аудитории и интересным для самих дизайнеров.

«Этника — это наша культура, наши традиции, наша жизнь. Поэтому мы и расширяем рамки нашего фестиваля. В этот раз решили провести показ на открытой площадке в Иркутске и гала-концерт на Малом море, у сакральной горы Ехэ Ерд (до этого этнический конкурс традиционно проходил в драматическом театре им. Охлопкова — SR). Так что посетить наше мероприятие смогли точно все желающие», — переводя дух, произносит идейный вдохновитель проекта Роза Халтуева. Несмотря на то что собрать вместе единомышленников из разных точек России, а иногда и мира — дело невероятно хлопотное, она терпеливо тянет лямку организации фестиваля уже последние пять лет.

Саамы и бохо

Уже тот факт, что фестиваль проходил на Байкале, вдохновил модельеров и позволил им по-другому взглянуть на свое творчество. Особо впечатлила энергетика озера приглашенного гостя — китайского дизайнера Джао Вэнь Яо. Наряды из его коллекции «Юэ Ли Юань», в которой монгольские традиции тесно переплетаются с китайскими, на фоне степей смотрелись очень органично

В национальный колорит погрузило и творчество двух сестер — Домны Хомюк и Анфисы Захаровой из города Оленегорск Мурманской области. Они представляют малочисленную народность финно-угорского происхождения «саамы».

«Саамы предпочитают яркие цвета — красный, зеленый, синий, желтый; у нас практически не используется черный. Видимо, красок в тундре не хватает, и если их будет мало и в одежде, то получится совсем уныло», — шутя поясняют Домна и Анфиса. Представленная ими коллекция демонстрирует самобытные элементы саамского костюма — расшитые бисером платья «юпа», кожаные сумочки и накидки, головные уборы «шамшура» и «перевязка».

В работе Марии Маглаевой жюри смутило название — «Ветер с запада». Когда на сцену вышли модели в традиционных бурятских дэгэлах, было непонятно, о каком западном веянии идет речь. Оказалась, костюмы модельера из поселка Усть-Ордынский просто передают традиции западных бурят.

«Шамшуру у нас носят замужние женщины. После свадьбы они заплетают две косы и складывают их венцом в специальное углубление в шапочке. А незамужние девушки надевают перевязку — головной убор без донышка», — объясняют дизайнеры из Мурманской области.

Несколько другим путем к осмыслению национального костюма пришла дизайнер-самоучка из Якутска Анжелика Кириллина. В своей коллекции «Богемная Якутия», которая на фестивале заняла первое место, она соединила элементы традиционного костюма с новомодным стилем «бохо».

«Бохо» — это ответ гламуру, микс из национальных мотивов, хиппи и цыганских акцентов, готики и гранжа. У этого направления есть несколько ответвлений, в том числе и этническое. Однако, как убеждает дизайнер, она первая стала использовать бохо совместно с якутским этническим стилем. Ее «Богемная Якутия» — это одновременно и лоск, выраженный в использовании меха и традиционных узоров, и призыв в свободе, когда одежда может трансформироваться под любой случай жизни.

Куда в этом пойдешь — в метро или Путина встречать?

Жюри, которое возглавила Лидия Соколова-Сербская, отметило высокий уровень представленных на конкурсе работ. Однако не всегда модельеры грамотно подбирали номинацию и название для своих работ. К примеру, коллекция «Хатан» («Царица»), выполненная Аюной Романовой из поселка Усть-Ордынский, изначально числилась в номинации «Этностиль в современном костюме».

«В метро девушка в таком наряде точно не поедет. А делегацию во главе с Путиным в нем запросто можно встретить», — доходчиво объясняет разницу между современным и традиционным костюмом известный историк моды, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского городского университета управления правительства Лидия Соколова-Сербская.

Коллекция Аюны Романовой выполнена в торжественной и даже пафосной манере: высокие головные уборы с натуральным мехом, искусное сочетание самых разных тканей (от бархата и шелка до парчи), бурятские орнаменты. За необычную работу коллекции присудили первое место в номинации «Традиционный костюм».

В работе Марии Маглаевой жюри смутило название — «Ветер с запада». Когда на сцену вышли модели в традиционных бурятских дэгэлах, было непонятно, о каком западном веянии идет речь. Оказалась, костюмы модельера из поселка Усть-Ордынский просто передают традиции западных бурят. Для того чтобы эти наряды были более понятны широкой аудитории, коллекцию переименовали в «Кудинскую долину» — ей присудили гран-при фестиваля.

Особо жаркие споры разразились насчет коллекции Аси Колодченко из Улан-Удэ. На суд жюри и зрителей она представила свою коллекцию «Кочевницы, или Песнь ветра». По задумке автора, сначала на подиум выходят четыре телохранительницы, которые визуально осматривают территорию. Девушки одеты наподобие амазонок — короткие кожаные лаконичные одеяния, плетки в руках, серебряные украшения-обереги. Затем мягкой поступью вышагивают три ханши в длинных разноцветных платьях с этническим орнаментом.

Члены жюри посчитали, что стоит разделить эти две части коллекции и что из телохранительниц сильно выпадает красно-зеленая «амазонка». К тому же экспертам показалось, что модели выполняли слишком много движений, которые только отвлекали внимание от нарядов.

Сама создательница коллекции с мнением жюри не согласна. «Вообще, я режиссер по профессии. Поэтому в этой коллекции мне хотелось прежде всего рассказать историю, передать суть образов. Ханши — это представительницы современной богемы, богатые женщины, которые могут позволить себе все, что хотят. Их оберегают личные телохранительницы, именно они и должны идти первыми, чтобы осмотреть территорию, — поражает буйством своей фантазии Ася Колодченко. — Я много времени провожу на природе, изучаю, какие естественные цвета и сочетания в ней можно увидеть. Поэтому считаю, что телохранительница в красно-зеленом наряде абсолютно не выбивается на фоне других. Наоборот, она является самой главной. Красный здесь — некий символ, знак, типа погонов на военной форме. Просто моя телохранительница дослужилась до того, чтобы носить красный».

Однако члены жюри не совсем оценили концепцию коллекции «Кочевницы, или Песнь ветра» и не дали ей призового места.

Дебютам все возрасты покорны

Среди модельеров были и дебютанты — свою работу представил начинающий дизайнер Андрей Власов. Ему всего 23 года, из которых 20 он прожил в Узбекистане — именно восточные традиции и стали лейтмотивом его коллекции «Томарис».

«По национальности я русский, мои предки переселились из России в Узбекистан во время сталинских репрессий. Но так как почти всю жизнь прожил в Ташкенте, мыслю как восточный человек, — признается Андрей. — В нашей стране сильно развито традиционное начало, при этом много веяний с запада. Это я и попытался обыграть в своей коллекции».

Традиционные головные уборы и струящиеся платья из национальных тканей (кстати, шелк в Узбекистане до сих пор изготавливается на ручных станках, расписывают его также вручную) очень органично сочетаются с модными корсетами и воротниками, украшенными стразами. В коллекции был тонко подмечен образ скромной, слегка неприступной, но при этой яркой жизнерадостной девушки. Однако члены жюри заметили некоторые огрехи в исполнении нарядов, и поэтому дали Андрею только второе место в номинации «Дебют».

Сам Андрей не расстраивается — сейчас он учится на факультете строительства и городского хозяйства в НИ ИрГТУ, и учеба в вузе стоит у него на первом месте: «Даже признаться стыдно, пошиву костюмов смог уделить только 10 дней. За пять минут до выхода моделей на сцену делал последние стежки. Просто сложно совмещать учебу с творчеством модельера. Хотя в будущем думаю, что стану скорее дизайнером, чем строителем — первое все-таки получается у меня куда лучше».

Выступление на фестивале стало дебютом не только для модельеров, но и для некоторых моделей. Впервые прошлись по иркутскому подиуму женщины элегантного возраста. Они в рамках проекта «Бабушка-гламур» продемонстрировали коллекцию дизайнера Нины Мокрицкой «Либерти». Нетипичные модели хоть и не до конца овладели подиумным шагом, но держались на сцене очень уверенно. Смотреть, с каким достоинством и женской статью они передвигаются по сцене было даже интереснее, чем наблюдать за обычными моделями. Каждой из женщин зрители кричали браво.

Фестиваль «Подиум ЭТНО. Содружество» уже в течение пяти лет показывает огромный потенциал начинающих и уже состоявшихся модельеров и многогранность этнической тематики. Поэтому когда во время тостов в неформальной обстановке участники желали организаторам отметить 10-летний и 20-летний юбилеи фестиваля, очень хотелось, чтобы так оно и было.