С праздничным настроем

Национальные торжества как залог дружбы народов
В Иркутской области более 130 национальностей, ста национальных общественных объединений, в том числе одиннадцать национально-культурных автономий. Национальные центры стремятся не только сохранить свою историю, традиции, но и максимально популяризировать их среди населения. Празднества, восстановленные в исконном виде, могут объединить гораздо лучше, чем лекции по особенностям культуры народов. В этом убедился корреспондент журнала «Иркутская область. Siberia» Анастасия Елизарова.

В Иркутской области действует более 100 национальных общественных объединений, в том числе одиннадцать национально-культурных автономий. Фото Евгения Козырева

Станцевать краковяк

В самую короткую ночь года товарищество белорусской культуры имени Яна Черского проводит свое ежегодное масштабное мероприятие — Купальскую ночь или Купальле. Блюстители традиций уточняют, что называть этот праздник днем Ивана Купалы не совсем корректно — такое название пришло во времена христианства, когда языческие обычаи и обряды тесно переплелись с православными. День Иоанна Крестителя смешался с Купальлем, и был искусственно создан день Ивана Купалы.

На протяжении всей Купальской ночи не покидает ощущение, будто мы на машине времени перенеслись на несколько столетий назад (свой главный летний праздник белорусы отмечали еще в VI веке нашей эры). Все девушки собирают полевые цветы, а потом вместе, сидя в кругу, плетут венки. Процесс создания главного женского оберега бессонной ночи (по традициям, в день летнего солнцестояния нужно обязательно бодрствовать, чтобы не попасть под власть нечистой силы) сопровождается обрядовыми песнями.

Затем разжигается ритуальный огонь, вокруг которого проходит все основное празднование: хороводы, прыжки через костер. И в этот раз на Купальской ночи на берегу Ангары девушки кидали через костер свои венки, а парни, поймавшие эти обереги, приглашали барышень на танец, да не простой! Главный организатор праздника Олег Рудаков вместе с помощницами обучил всех желающих таким экзотическим сегодня танцам, как маразуля (XIII век), ойра (XVI век), падэспань (XVIII век), краковяк, полька и лявониха (XIX век).

Чтобы восстановить старинные песни и танцы, участники товарищества ежегодно отправляются в этнографические экспедиции в белорусские деревни Приангарья (во времена Столыпинской реформы в Сибирь переселились около 1,5 млн белорусов, среди которых почти 300 тыс. — в Иркутскую область).

«Общаться с бабушками, сохранившими интересные традиции и фольклор, всегда очень трогательно. Запомнилось, как одна пожилая женщина обучала нас старинным белорусским танцам — вспомнив свою юность, когда она сама танцевала на вечерках, она словно помолодела. Когда мы выступали на фестивале в Белоруссии, местный хореограф, профессионально изучающий бытовые танцы этого народа, был удивлен — как мы в маленькой деревушке (в Марининске Заларинского района) за 6 тыс. км от Белоруссии нашли человека, показавшего нам один из оригинальных вариантов танца краковяк, который в Белоруссии уже не встречается», — рассказывает член белорусского сообщества Олег Рудаков.

«Куреш» и бег с ведрами на коромысле

Весело и с размахом отмечают свой главный летний праздник и проживающие в Приангарье татары и башкиры — их «Сабантуй» переводится с тюркских языков как «торжество плуга». Истоки этого народного торжества уходят в глубокую древность, они связаны с аграрным культом. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне-июле).

Кульминацией праздника, который в Иркутске ежегодно проводит татаро-башкирский культурный центр, является национальная борьба на поясах «куреш» («корэш«). Сначала на ковер выходят мальчики дошкольного возраста, затем школьники-подростки, юноши и, наконец, мужчины среднего возраста. Батыру (победителю борьбы «куреш«) по традиции дарят живого барана. По словам опытных участников состязаний, здесь нет хитрых приемов — нужно просто поднять соперника и уложить его на лопатки. На это отводится от двух до четырех минут.

Кроме серьезных соревнований («куреш» внесен в реестр национальных видов спорта, по которому регулярно проводятся личные и командные первенства), на Сабантуй устраиваются и шуточные состязания. Например, бег с ложкой во рту с положенным в нее яйцом, бой мешками, набитыми сеном, конкурс, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой.

В ночь на 1 января отдать почтение усопшим

Центр корейской культуры, существующий в Иркутской области с 80-х годов, также возрождает традиции своего народа и с особым трепетом отмечает национальные праздники. В день освобождения Кореи от японского колониального ига (15 августа) традиционно проходят спортивные мероприятия, кульминацией которых становится национальная борьба — ширым. В день единения корейской молодежи (4 ноября) организуются совместные встречи «русских» корейцев вместе со студентами из Южной Кореи; на праздник также приглашаются молодые представители других национальностей — белорусы, буряты, узбеки, татары и другие.

Иногда корейские и российские праздники разительно отличаются друг от друга. Например, в Южной Корее в ночь на 1 января нового года принято отдавать дань усопшим — накрывается богатый поминальный стол — в приготовлении блюд принимают участие все члены семьи. Яствами нужно угощать не только родных и близких, но и прохожих на улице. «Я каждый год выношу на подносе национальные сладости и раздаю их соседским детям. У корейцев есть еще один обычай — утром нового года все дети в нарядных национальных одеждах кланяются перед родителями в знак уважения и почтения, а родители в знак признания одаривают своих чад подарками, сладостями и деньгами», — рассказывает руководитель пресс-центра Центра корейской культуры Любовь Данильченко-Пак.

Братство русских и китайцев

На фоне других культурно-национальных центров заметно выделяется российско-китайское общество «Восток», которое, судя уже по названию, стремится не только представить культуру и традиции Китая, но и способствовать развитию дружеских отношений между русскими и китайцами. «Если разные народы стран СНГ в советский период породнились с русскими, то китайцы и славяне всегда являлись загадкой друг для друга; есть большая разница в менталитете, существует языковой барьер. Из-за непосредственной близости с Поднебесной в Иркутскую область приезжает большое количество китайцев, также много русских путешествует в Китае. Важно, чтобы во время поездок друг к другу мы ощущали взаимопонимание, чувствовали себя защищенными, а также соблюдали традиции и законы наших двух стран. Именно на это и направлена деятельность нашего общества — создавать условия, чтобы русским и китайцам было комфортно вместе», — рассказывает председатель российско-китайского общества «Восток» Эдуард Хо.

Осенью этого года общество «Восток» совместно с национальным благотворительным фондом «Президент» (город Москва) планирует организовать поездку российских школьников в Китай. В этом проекте, который на данный момент находится в стадии разработки, будут задействованы дети из малоимущих семей; в качестве сопровождающих выступят ребята, преуспевающие в учебе и общественной жизни. Ожидается, что во время поездки они обязательно встретятся со своими сверстниками, побывают в спортивных школах, учреждениях культуры, познакомятся с различными творческими объединениями.

Также представители «Востока» не забывают и про старшее поколение, которому мы обязаны всем тем, что сегодня имеем. Активисты общества ежегодно совместно с ветеранскими общественными организациями поздравляют ветеранов у Вечного огня. А полтора года назад благодаря усилиям общества в Китае побывала делегация, состоящая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников военных действий в Афганистане, Чечне, свидетели событий на Чернобыльской АЭС. В ходе поездки собравшиеся были обследованы в клиниках Китая. Но самыми яркими и трогательными моментами оказались различные встречи. Например, когда во время одной из них ветераны на сцене театра в городе Харбин вместе с китайскими артистами исполняли до боли всем знакомые военные песни, мало кто мог сдержать слез радости и счастья. «Чем чаще будут проходить подобные встречи, тем лучше мы будем понимать друг друга», — убежден Эдуард Хо.

Активистам, представляющим культуру разных народов, несомненно, есть чем поделиться друг с другом — особенностями своих традиций и языка, опытом в организации различных праздников. Возможно, благодаря и этим усилиям мультинациональное общество когда-нибудь станет толерантным в полном понимании этого слова.

Официально

ГЛАВНОЕ — ВСЕ ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ.

В Иркутской области действует более 100 национальных общественных объединений, в том числе одиннадцать национально-культурных автономий. Большинство сообществ (свыше 30 центров) насчитывается в столице Приангарья. «Наиболее активно себя проявляют такие организации, как Центр русской культуры, Товарищество белорусской культуры им. Яна Черского, Центр бурятской культуры, российско-китайское общество «Восток», чечено-ингушский центр «Вайнах» и многие другие. Все они наиболее часто участвуют в различных городских мероприятиях и создают свои собственные», — комментирует заместитель начальника управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации Иркутска, Алексей Гордин.

По мнению представителей мэрии, очень важно создать для национально-культурных центров такие условия, чтобы их представители не «варились в собственном соку», а как можно больше контактировали с участниками других сообществ, чувствовали с ними единство. Среди мероприятий, преследующих эти цели, можно выделить фестиваль национальных культур, футбольный матч и турнир по шахматам, конкурс на лучший национальный центр, различные конференции. Также очень символично, что для национальных сообществ в этом году было выделено отдельное помещение, расположенное в центре Иркутска, на ул. Литвинова. Здесь на безвозмездной основе размещены нуждавшиеся в офисах организации; также имеется конференц-зал с мультимедийным оборудованием для встреч и переговоров.

Все национально-культурные центры Иркутска стараются совмещать различные виды деятельности: продвижение культуры своего народа (создание различных ансамблей, творческих коллективов), популяризацию родного языка (почти во всех сообществах существует воскресная языковая школа как для детей, так и для взрослых), поддержку представителей своей национальности, оказание им помощи в трудной ситуации.