С правами, но без обязанностей

На минувшей неделе была опубликована новая редакция закона «О безопасности дорожного движения». Среди ряда изменений, вступающих в силу через полгода, появилось и такое, как водительские права для управления скутерами — категории «М». По мнению законодателей, это позволит снизить число аварий с участием подростков, и хотя бы немного стабилизировать ситуацию на дорогах. Ведь определенную долю хаоса на них вносят все те же безбашенные всадники на «бешеных табуретках». Скептики же замечают, что в дополнение к обязательному получению прав владельцы скутеров должны также проходить и другие процедуры — регистрацию в ГИБДД, получение номеров, оформление страховых полисов. Иначе все нововведения окажутся очередной законодательной пустышкой.

Несовершеннолетние владельцы мопедов будут по полной использовать свой последний «бесправный» сезон со всеми вытекающими печальными последствиями. Фото Евгения Козырева

Обсудить изменения новой редакции закона «О безопасности дорожного движения» собрались представители регионального ГИБДД и местных байкерских движений. Правда, на этот круглый стол почему-то не позвали представителей автомобилистов и пешеходов, которым недоросли на мопедах мешают не меньше. Не было и представителей самих скутеристов, которые могли бы что-то сказать в оправдание «коллег» по цеху.

В отсутствие последних риторика круглого стола свелась к осуждению юнцов на двух колесах и категоричному одобрению законодательных нововведений.

По данным регионального ГИБДД, только за четыре месяца этого года в Иркутской области было зафиксировано 225 ДТП с участием мотоциклов и скутеров. В 53 случаях при этом 45 человек получили ранения, а четверо погибли. «Между тем установлено, что в 30 ДТП из этих 53 виноваты именно владельцы мототранспорта, — подчеркивает заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД РФ по Иркутской области Григорий Крепель. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество аварий с участием мотоциклов и скутеров возросло на 37%. Резкий скачок произошел уже с марта, с самого начала мотосезона. Вообще, летом каждое 10-е ДТП связано с двухколесным транспортом».

К сожалению, местное ГИБДД не предоставило информацию об участии в ДТП только скутеристов. Впрочем, такие данные есть по стране в целом. Так, за прошлый год количество ДТП с участием водителей мопедов в возрасте до 18 лет составило 22% от общего числа аварий. Эти цифры накануне приводил глава комитета по транспорту Госдумы РФ Евгений Москвичев при обсуждении вопроса о введении новых категорий в водительских удостоверениях.

«Инициативу я однозначно поддерживаю, такая необходимость назрела давно. Скутеристы становятся участниками дорожного движения, однако не знают ПДД, что и приводит к авариям, — говорит председатель общественной организации «Байкеры Иркутска» Феликс Миль. — Иной раз видишь, как на одном мопеде едут по два-три ребенка, нарушают правила. Хочется их догнать, надавать подзатыльников и спросить — любят ли они папу с мамой, почему подвергают себя риску?»

По словам начальника группы пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Иркутской области Алексея Тарбеева, несмотря на то что сейчас закон разрешает управлять скутером лишь с 16 лет, многие родители дарят своим детям мопеды чуть ли не с 10 лет. «Покупают как игрушку, не понимая возможных плачевных результатов этого, — говорит он. — Потом эти дети вырастают, пересаживаются на более серьезные мотоциклы. Молодые мотоциклисты от 16 до 25 лет — настоящая головная боль для всех. Большая часть из них не хочет знать ПДД, не хочет обучаться».

К сожалению, навести порядок внутри своих рядов сами мотоциклисты не в состоянии. «Мы регулярно проводим какие-то мероприятия, общаемся с «коллегами по цеху», но в плане просветительской работы как среди молодежи, так и опытных байкеров ничего не делается», — признается Феликс Миль.

Отчасти невозможность запустить некий механизм саморегуляции среди обладателей мотоциклов эксперт объясняет слишком быстрым приростом количества собственников такой техники. «Благосостояние общества растет. Люди активно покупают мотоциклы, скутеры. Среди новичков немало офисных работников, которым удобно ездить на службу на двух колесах. Все это разные люди, многие не понимают специфики мотовождения», — говорит он.

Кстати, как отмечают в ГИБДД, среди владельцев скутеров есть и водители, лишенные права управления автомобилем за езду в нетрезвом виде. Они продолжают ездить «под градусом» только уже на мототранспорте.

Введение новой категории в водительских удостоверениях заставит несовершеннолетних владельцев скутеров быть хоть немного дисциплинированнее. Ведь для получения категории «М» нужно будет обязательно отучиться в автошколе, а потом сдать экзамен в ГИБДД. «Подростки, уже знакомые с ПДД, начнут вести себя на дорогах немного осторожнее», — надеются сторонники нововведений.

Впрочем, уже есть и эксперты, скептично относящиеся к изменениям. «Радоваться преждевременно. Конечно, простота приобретения и владения скутером или легким мотоциклом будет омрачена необходимостью получения водительских прав. Но в остальном все останется по-прежнему. Пока никто не обязывает регистрировать скутер в ГИБДД, вешать на него знаки, оформлять страховку, — рассуждает сотрудник одного из иркутских салонов мототехники, пожелавший остаться неназванным. — А значит, его владельцы будут по-прежнему чувствовать себя безнаказанными, даже имея права в кармане».

«Действительно, в настоящее время пока нет положений о том, что владельцы тех же скутеров обязаны будут проходить регистрацию, получать номера, а также страховать свою ответственность, — говорит Алексей Тарбеев. — Однако, по нашим данным, соответствующие подзаконные акты уже находятся в разработке. Не исключено, что скутеристы вскоре окажутся в равном правовом поле с автомобилистами».

В настоящее же время сотрудники ГИБДД признают: проблема с безномерными мотоциклистами и скутеристами есть. «Камеры фиксации, установленные сейчас по городу, вполне могут регистрировать и превышение скорости владельцев мотоцикла. Но только если у него есть регистрационный знак. В противном случае идентифицировать нарушителя мы не можем», — говорит Григорий Крепель.

«Мотоциклисты по закону уже сейчас обязаны проходить регистрацию. Однако уклоняются от этой процедуры. Скорее всего, это связано с уходом от налогообложения. Мотоцикл — сезонное средство, а налог в случае постановки на учет будет рассчитываться исходя из целого года», — добавляет Алексей Тарбеев.

В настоящее время, по его словам, эффективно бороться с мотонарушителями можно лишь при помощи профилактических акций. Одна из них, к примеру, прошла в апреле. Было проверено более 1,2 тыс. владельцев мототранспорта, половину из них, 629 — привлекли к административной ответственности. Среди нарушений — езда без документов, превышение скорости, езда без шлемов и так далее. При этом 106 из числа наказанных были несовершеннолетними.

Для более эффективной борьбы с нарушителями — владельцами двухколесного транспорта в региональном ГИБДД планируют создать мотовзвод. «Мы уже обратились к областным властям с просьбой о выделении средств на приобретение 10 мотоциклов. Если такая возможность будет найдена, то специальное подразделение заработает со следующего года», — отмечает замначальника регионального ГИБДД.

Стоит отметить, что также лишь со следующего года нововведения с правами категории «М» заработают в полную силу. Дело в том, что изменения в законе вступают в силу с 9 ноября. К тому времени мотоциклисты уже поставят «до весны» свои средства передвижения. А предстоящее лето и начало осени наверняка соберут свой урожай мото-ДТП. Несовершеннолетние владельцы скутеров будут по полной использовать свой последний «бесправный» сезон со всеми вытекающими печальными последствиями.

Александр Потапов
В контексте
Нововведение в подробностях

Изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вступают в силу с 9 ноября 2013 года. С этой даты для управления мопедами и квадроциклами вводится новая категория «М». Всем, у кого есть права любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на нее не нужно.

Также вводятся новые подкатегории в рамках уже существующих категорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE«). С ноября в водительских удостоверениях появятся обозначения «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E».

В частности, категория «А1» дает право управлять мотоциклами малой мощности с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью не более 11 кВт. «В1» потребуется для вождения трициклов и квадроциклов. С подкатегорией «С1» можно управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не превышает 7,5 тонн. С подкатегорией «D1» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от 9 до 16 посадочных мест, помимо сиденья водителя. Подкатегории «С1Е» и «D1Е» предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Ожидается, что введение подкатегорий облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений. Это объясняется тем, что, например, желающим управлять небольшими грузовиками и автобусами необязательно будет учиться водить их более крупные аналоги.

Кроме того, новый закон предусматривает для каждой подкатегории свои возрастные ограничения. Так, получить право на управление легкими мотоциклами («А1«) можно будет с 16 лет. Получить права на скутер или мопед можно будет только с 16 лет. На категории «А», «B», «С», а также на подкатегории «В1» и «С1» — с 18 лет. Сесть за руль автобуса («D1», «D«) станет возможным с 21 года (в армии — с 19-летнего возраста). Обменивать водительские удостоверения «старого» образца на новые не нужно. При этом открытые в них категории сохранятся.

Среди других нововведений — закон также разрешает сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. А вот сдавать экзамены после самостоятельной подготовки запретят. Кроме того, водителей с иностранными удостоверениями будет запрещено брать на работу.