С дерзостью Чингисхана

На этой неделе, 17 августа, в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева откроется персональная выставка скульптур и гравюр известного на весь мир мастера Даши Намдакова. Член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат премии Правительства Российской Федерации, член Российской академии киноискусства, Заслуженный художник Республики Бурятия, когда-то он начал свою головокружительную карьеру именно в Иркутске и с тех пор каждый новый этап своего творчества обязательно показывает в столице Восточной Сибири. Его нынешняя экспозиция «Бронзовая Азия» посвящена 350-летнему юбилею города, на празднование которого приедет и сам скульптор, а пока о его выставке ВФ рассказала куратор всех экспозиций Даши Намдакова, искусствовед Надежда Комарова.

«Восточный формат»: Надежда Петровна, каковы особенности новой выставки Даши Намдакова, которую вы привезли в Иркутск?

Надежда Комарова: Сегодня Даши обращается к монументальным скульптурам и выходит на улицы. У него уже появился богатый опыт в этом направлении. В 2010 году по заказу губернатора Кемеровской области в Горной Шории, на стыке Алтая и Саян, он установил скульптуру, которая называется «Золотая Шория»: верхом на большом лосе сидит маленькая девочка, держащая в руках чашу, в которой горит огонь. На выставке в Иркутске эта работа представлена только фотографией.

Буквально месяц назад в центре российского буддизма, Иволгинском дацане, была установлена еще одна скульптура Даши Намдакова — она называется «Маленький Будда». Как говорит хамбо-лама Дамба Аюшеев, каждый ребенок до пяти лет — это Будда, который может все, поэтому духовному лидеру буддистов пришлась по душе композиция Намдакова, в которой маленький ребенок спит, зарывшись в гриву льва. У Даши очень хорошо получаются романтические работы, тем более что у него родился третий ребенок, девочка. Видимо, все эти переживания отразились на скульптуре, которая действительно получилась очень трогательной, и дацан включил эту статую в свой храмовый комплекс. Хамбо-лама Аюшеев говорит, что скульптура Даши — это надежда каждого человека на новое перерождение в облике Будды. Для буддийской церкви это невероятное событие — поместить светскую скульптуру на своей территории.

Сейчас Даши работает над статуей для Лондона — в Гайд-парке в 2012 году будет установлена большая скульптура Чингисхана на коне.

Неудивительно, что мы привезли все эти эксперименты в Иркутск, потому что этот город для Даши родной, именно отсюда началась его карьера как скульптора. И каждый новый этап своего творчества Даши всегда показывает в Иркутске. Как вы увидите, автор остается очень искренним в своем творчестве.

ВФ: Для творчества Даши характерны определенные повторяющиеся мотивы, излюбленные темы. В новой экспозиции они остались?

Н.К.: Да. Мы видим воинов, девушек на коне, анималистические мотивы, но все они иного стилистического решения, хотя рука Даши остается узнаваемой во всех работах. Он эволюционировал, и очень сильно. Вы увидите это на выставке. Сегодня он входит в контекст мирового искусства, как будто вышел из традиционного искусства на свободу.

ВФ: Известно, что у Даши несколько мастерских по всему миру. Где он сейчас проводит большую часть времени?

Н.К.: Сейчас большую часть практической работы он делает в Италии. Он отдает отливать свои скульптуры в старейшие итальянские мастерские, которые существуют в предместье Каррары уже не одну сотню лет. Это область, в которой в свое время началась разработка знаменитого мрамора, и вообще, по сути, началась эпоха Возрождения. Атмосфера Италии, с ее солнцем, светом и новыми технологиями позволили Даши выйти на новые приемы пластики. Все это придало работам новое качество, и он шагнул вперед — в новые размеры. Теперь у него есть грандиозные планы — украсить своими скульптурами все столицы мира. Например, у него в планах после Лондона — сделать скульптуру для Шанхая. Кроме этого, ему заказали работу для Казани.

ВФ: Как раз из Казани, насколько я знаю, выставка и приехала к нам.

Н.К.: Да, она демонстрировалась там в течение двух месяцев на территории Кремля в государственном музее искусств Татарстана. Там большие скульптуры были размещены прямо на газонах.

ВФ: Вы следите за его творчеством более пристально, чем другие искусствоведы, поскольку работаете с ним постоянно. Что в глобальном смысле изменилось в его стиле?

Н.К: Он понял, что может выразить уже найденные композиции в новом масштабе. При этом так, как требует того современный мир. Он уже вышел из традиционной культуры в большой мир, в котором ландшафтная скульптура занимает особое место. Это новая реальность, новый человек, новое искусство, которое вообще сейчас выходит из стен музеев на разные другие площадки, в том числе и на открытые пространства. И Даши идет в ногу со временем и ничего не боится. Он осваивает пространство с дерзостью Чингисхана.

ВФ: Хотелось бы когда-нибудь увидеть ландшафтную скульптуру Даши, сделанную и для Иркутска, тем более что разговоры о бабре его авторства ведутся уже не один год.

Н.К.: Да, был совместный проект Даши и иркутского художника Сергея Элояна — большая скульптура бабра. Макет готов уже давно, а уменьшенные копии этой скульптуры уже были подарены некоторым влиятельным гостям города. Так что эта скульптура уже зажила своей жизнью. Сейчас у Даши есть новая идея для Иркутска — острог с частоколом, по которому идет кошка. Но осуществление этого проекта зависит от городских властей.

Но есть ведь и еще один проект. В прошлом году губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев предложил Даши создать мастерскую в строящемся сейчас 130-м квартале. Это могла бы быть постоянно действующая галерея Даши Намдакова, в которую бы приезжали скульпторы со всего мира и творили здесь, и оставляли свои работы в Иркутске. Здесь можно было бы организовать литейный цех, привезти лучших итальянских мастеров, можно было бы проводить международные биеннале современной скульптуры. Этот проект, без сомнения, откроет Иркутск для всего международного сообщества. Однако пока все это еще обсуждается. Предполагается, что мастерская откроется в 2012 году.

Даши приедет в Иркутск на празднование юбилея и будет представлять свою выставку гостям БЭФа. Кроме того, он примет участие в приеме всех азиатских делегаций.

[box]Экспозиция будет работать в отделе Сибирского искусства до конца октября.
[/box]

[ilink url=»https://vspress.ru/wp-content/uploads/2011/PDF/vf162.pdf» style=»download»]Скачать PDF номера[/ilink]