РЖД подгрузили Раджин

Корейцам перепадет дальневосточного угля
В российско-северокорейское СП «РасонКонТранс», обслуживающее перевозки на направлении Хасан (РФ)—Туманган–Раджин (КНДР), может войти южнокорейский бизнес. Об этом сообщил президент ОАО РЖД Владимир Якунин. В настоящее время «Российские железные дороги» с консорциумом южнокорейских компаний (POSCO, HMM, Korail) приступили к выработке механизма трехстороннего сотрудничества. По мнению экспертов, заявленные мощности северокорейского порта не переломят ситуацию с дальневосточной погрузкой угля.

Запустив перегрузочный терминал в Раджине, Россия начала переговоры о реконструкции еще одного причала в северокорейском порту. Фото Игоря Михайлова

В минувшую пятницу в северокорейском порту Раджин (входит в экономическую зону «Расон») состоялась сдача в эксплуатацию нового перегрузочного терминала. В мероприятии приняли участие глава РЖД Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су. В тот же день на судно была отгружена первая партия угля. Грузовладельцем, по данным „Ъ“, выступил СУЭК. Как отметил президент РЖД, открытие терминала завершило пилотную часть проекта по реконструкции Транскорейской железной дороги, с 2012 года в районе третьего причала порта Раджин началось строительство терминала. За счет дноуглубительных работ, уточнил начальник производственно-перегрузочного комплекса «РасонКонТранса» Евгений Соков, теперь возможно обслуживать суда дедвейтом до 54 тыс. т. В 2015 году терминал должен выйти на расчетную переработку в 5 млн т грузов в год. Ранее в РЖД информировали, что затраты на весь проект, который реализует «РасонКонТранс», составили 8,3 млрд руб. По словам Владимира Якунина, сегодня терминал в Раджине выгоден для российских экспортеров, которые отправляют свою продукцию в те дальневосточные порты, на подходах к которым существуют инфраструктурные ограничения. В первую очередь это касается стивидорных компаний Ванино. Хотя, уточнил глава РЖД, решение о частичном перераспределении потоков будут принимать сами грузо­владельцы.

Отметим, порты Дальнего Востока за шесть месяцев обработали 80,7 млн т грузов, из них сухогрузов — 47,8 млн т (рост 16,5%), наливных грузов — 32,9 млн т (рост 8,6%). Крупнейший в регионе Восточный порт перевалил 10,7 млн т угля. Посьет обработал 3,8 млн т. Упомянутый Владимиром Якуниным порт Ванино за полгода перевалил 2,2 млн т угля. Но большие ожидания РЖД связаны с обслуживанием трансконтинентальных транзитных перевозок. «Благодаря открытию перегрузочного терминала в порту Раджин создан новый международный транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию, который вносит большой вклад в экономическое развитие стран», — заявил на церемонии Чон Гиль Су. В беседе с журналистами Владимир Якунин рассказал, что к проекту вновь проявляет интерес южнокорейская сторона. Он напомнил, что изначально в Раджине планировалось построить терминал для переработки контейнеров (до 100 тыс. в год), главным образом из Южной Кореи, но политическая ситуация на Корейском полуострове осложнилась. В итоге решили организовать комплекс для перевалки сыпучих грузов, которые имеют «более широкую адресацию».

Тем не менее к вопросу организации перевозок контейнеров Сеул, судя по всему, желает вернуться. «Существует договоренность с северокорейскими коллегами, которые, поддерживая нашу инициативу по более широкому привлечению южнокорейского бизнеса, согласовали нам возможность участия южнокорейской стороны за счет нашей доли. Мы с этим согласны», — сообщил Владимир Якунин. Какую именно долю готова уступить РЖД, он не уточнил. Сегодня РЖД контролирует в «РасонКонТрансе» 70%. Остальная часть принадлежит северокорейским партнерам. «В настоящее время ОАО РЖД с консорциумом южнокорейских компаний (POSCO, HMM, Korail) начинают совместную работу по выработке механизма дальнейшей реализации проекта в формате трехстороннего сотрудничества, что в перспективе позволит обеспечить условия для возобновления сквозного железнодорожного сообщения на Корейском полуострове с выходом на Транссибирскую магистраль», — проинформировала пресс-служба госкомпании. По словам собеседника „Ъ“ из народного комитета «Расон» (объединяет города Раджин и Сонбон), в свое время северокорейская экономическая зона получила от властей КНДР «юридические условия для получения иностранных инвестиций», с тех пор общая сумма привлеченного капитала достигла 410 млн евро. Но касательно перспектив участия южнокорейской стороны, он дал понять, что решающее право в стратегических вопросах останется у КНДР.

«Дополнительные мощности в 4 млн т угля существенно не изменят ситуации, так как крупные угольные компании по большей части являются собственниками портов и портовой инфраструктуры и в первую очередь заинтересованы в загрузке своих мощностей»,— ранее заявлял „Ъ“ аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. Интерес к мощностям Раджина могут испытывать как малые угольные компании, так и, к примеру, «Мечел». Последний способен за счет разгрузки Посьета и Ванино обеспечить 4 млн т угля, «однако в дальнейшем, учитывая расширение Ванино, может возникнуть переизбыток мощностей», — считает эксперт.

Игорь Михайлов, Вадим Пасмурцев