Рынок стареет на колесах

Продажи новых автомобилей в Сибири в 2022 году упали на 60%
Доля подержанных машин в общем количестве проданных в Сибири за 10 месяцев 2022 года автомобилей приблизилась к 95%, увеличившись по сравнению с прошлым годом, по разным подсчетам, на 5–6 процентных пунктов (п.п.). При этом если продажи новых авто сократились примерно на 60%, то на рынке б/у снижение не превысило 24%. Эксперты объясняют такие цифры как дефицитом новых машин, так и их дороговизной, отдельно отмечая развитие сегмента лизинга подержанных автомобилей.

Сибиряки в этом году в 93–95% случаев покупали подержанные автомобили вместо новых. Фото Евгения Павленко

В Сибирском федеральном округе (СФО) за первые 10 месяцев 2022 года, по данным аналитического агентства «Автостат», было продано около 546,6 тыс. автомобилей — на 28,3% меньше, чем за тот же период годом ранее. При этом в сегменте подержанных машин снижение составило 24% (до 509,4 тыс. шт.), а новые авто «просели» сразу на 58% (37,2 тыс. шт.). Аналитическое агентство «Автостат инфо» приводит данные о большем числе регистраций на вторичном рынке — 622,3 тыс. шт. (–7,7% к 2021 году). Общий объем продаж за 10 месяцев 2022 года, по данным «Автостата инфо», составил 655,9 тыс. автомобилей — на 13,7% меньше, чем в январе — октябре 2021 года.

Несмотря на то, что общая оценка динамики продаж агентств отличается, представленные ими данные говорят о росте доли б/у автомобилей в общем объеме продаж на 5–6 п.п. Сибиряки в этом году в 93–95% случаев выбирали подержанные автомобили вместо новых, доля которых год назад превышала 11%.

Среди новых автомобилей, по данным «Автостата», больше всего — на 70% — сократились продажи европейских марок. Вместе с тем снижение спроса на китайские машины составило за год всего 18%. Согласно статистике «Автостата инфо», в первые 10 месяцев 2022 года существенно сократились продажи новых японских автомобилей Lexus (–83,7% к 2021 году) и немецких BMW (–80,7%), Volkswagen (–79,8%). За тот же период выросли продажи корейской марки Genesis (+5 шт., или 13,5%) и американской Tesla (+12 шт., или 66,7%). В 2022 году на российский рынок вышли китайские Exeed — в Сибири за 10 месяцев продано 378 автомобилей.

Большой спрос на автомобили с пробегом среди клиентов с начала года отмечают лизинговые компании. Так, по данным регионального директора по СФО компании «Интерлизинг» Валентина Данилова, доля б/у в общем объеме сделок выросла с 11% в 2021 году до 20% в текущем. К концу года эта цифра, по его оценке, увеличится до 25%. «Увеличение спроса на б/у технику мы отметили еще в конце 2020 года, когда начал появляться дефицит новых основных средств из-за приостановки деятельности заводов в пандемию и нарушения логистики. Автотранспорт с пробегом приобретается в основном в двух сегментах, где сейчас нет качественной замены новым имуществом, — это легковые автомобили в сегменте премиум и грузовые тягачи европейских марок», — уточнил господин Данилов.

В «Газпромбанк Автолизинге» также отмечают рост интереса клиентов к подержанным легковым автомобилям. «Выходом для компаний, приобретающих технику в лизинг, в условиях роста цен на новую технику являются автомобили с пробегом. Этот сегмент в последнее время стал очень востребованным. По нашей статистике, доля подержанных машин в общем объеме продаж легковых автомобилей, если сравнивать первые три квартала 2021‑го и 2022 года, увеличилась в 9,5 раз, до 26%», — говорит гендиректор «Газпромбанк Автолизинга» Лилия Маркова. Аналитики компании подсчитали, что средняя стоимость финансовой аренды популярных моделей легковых машин увеличилась за год на 33%: в январе — сентябре 2021 года средний чек по договорам лизинга составлял около 1,6 млн руб., в этом году — 2,3 млн руб. Стоимость самих автомобилей, по данным «Газпромбанк Автолизинга», в зависимости от политики производителей, наличия акций и других факторов менялась за год от +14% (китайская модель Geely Atlas Pro) до +52% (российская Lada Largus).

Эксперт авторынка Николай Видинеев согласен, что в первую очередь на смещение спроса в сторону подержанных автомобилей повлиял вызванный дефицитом новых машин рост цен. Он оценивает его примерно в 50%. «Дефицит огромный, цена от этого возрастает, и просто не по карману становится приобретение нового автомобиля, даже если он есть в наличии. Сегодня нет автомобиля, который не достать на российском рынке, но ценник не всегда сопоставим с реальностью», — рассказал он. Господин Видинеев полагает, что ситуация со снижением спроса и ростом цен на рынке продлится не меньше трех-четырех месяцев. «Во-первых, кредиты не дешевеют, во-вторых, продавцы подержанных автомобилей продолжат подтягивать свои цены к рынку», — пояснил он.

Дарья Решетникова